Согласно п.2 ст.4 Закона РФ от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Правомерно ли введение в законодательные акты субъектов Российской Федерации, касающиеся налогообложения малого предпринимательства, нормы о взимании стоимости патента по каждому объекту, где осуществляется определенный вид деятельности?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 апреля 2000 г. N 04-02-04/1

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу налогообложения, субъектов малого предпринимательства и сообщает следующее.

Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" определены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

При этом в соответствии с указанным Законом право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется организациям на добровольной основе.

Законом установлено, что официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет. При этом годовая стоимость патента для организаций, подпадающих под действие данного Закона, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.

Объектом обложения единым налогом организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случаях, когда объектом налогообложения организаций является совокупный доход, устанавливаются следующие ставки единого налога: в федеральный бюджет в размере 10 процентов (от совокупного дохода); в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20 процентов (от совокупного дохода). Если объектом налогообложения для организаций является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога: в федеральный бюджет - в размере 3, 33 процента (от суммы валовой выручки); в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в размере не более 6,67 процента (от суммы валовой выручки).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместо указанных объектов и ставок налогообложения вправе устанавливать для организаций в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям - представителям. При этом суммы единого налога, подлежащие уплате организациями, не могут быть ниже определенных расчетным путем, а порядок их распределения между бюджетами всех уровней должен соответствовать нормам, установленным Федеральным законом. Такой порядок может быть применим к таким видам деятельности, которые сложно проконтролировать и при которых достаточно велик неучтенный наличный оборот (в частности, сфера обслуживания). В этих условиях целесообразно устанавливать расчетные ставки в стоимостном выражении на ту или иную физическую единицу (например, для парикмахерских - на одно обслуживающее место; для платных автостоянок - в расчете на количество машино-мест и т. п.)

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ

05.04.2000