В целях проявления должной осмотрительности организация направила в налоговый орган запрос информации об исполнении контрагентом налоговых обязанностей. Обязан ли налоговый орган предоставить информацию по запросу?
Ответ: По нашему мнению, у налогового органа отсутствуют основания для отказа в предоставлении запрошенной информации, так как сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах не являются налоговой тайной и их получение обусловлено необходимостью проявления должной осмотрительности.
Обоснование: Обязанности налоговых органов закреплены в ст. 32 Налогового кодекса РФ. Подпунктом 4 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена обязанность налогового органа бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Обязанность налоговых органов предоставлять информацию об исполнении либо нарушении отдельными лицами законодательства о налогах и сборах в НК РФ отсутствует.
Одновременно следует отметить, что НК РФ не предусмотрена и обязанность налогоплательщика осуществлять мероприятия по проверке своих контрагентов на предмет добросовестности. Тем не менее согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" в случае, если налоговыми органами будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, налоговая выгода может быть признана необоснованной.
Об обязанности налогового органа предоставлять указанную выше информацию по запросам налогоплательщика впервые высказался Высший Арбитражный Суд РФ. В соответствии с Определением ВАС РФ от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении контрагентом своих налоговых обязательств. Запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой и на налогоплательщика, и на налоговый орган возлагаются обязанности, не предусмотренные НК РФ.
Несмотря на это, во избежание претензий со стороны налоговых органов налогоплательщики вынуждены различными способами подтверждать должную осмотрительность при выборе контрагента.
Информация об исполнении контрагентом налоговых обязанностей, полученная от налогового органа, может стать весомым аргументом в пользу налогоплательщика в случае, если спор о проявлении им должной осмотрительности будет рассматриваться в суде (например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 N 09-АП-35380/2011-АК суд отметил тот факт, что налогоплательщик по своей инициативе направлял в налоговые органы запросы о представлении сведений о контрагентах. Несмотря на то что налогоплательщику было отказано в получении сведений, факт направления запроса был учтен для оценки судом должной осмотрительности налогоплательщика).
Ранее Минфин России в Письме от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134 и ФНС России в Письме от 17.10.2012 N АС-4-2/17710 указывали на то, что НК РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах. Налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых.
Можно заключить, что позиция Минфина России по указанному вопросу изменилась с изданием Письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.05.2013 N 03-02-07/1/17050. В Письме процитировано указанное выше Определение ВАС РФ в части обоснования отсутствия у налоговых органов права для отказа в предоставлении информации. В отличие от предыдущих писем по данному вопросу в настоящем Письме нет указания на то, что обязанность предоставления информации по запросам налогоплательщика не установлена НК РФ, Департамент лишь напомнил, что налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговый орган обязан предоставить информацию по запросу налогоплательщика.
При этом нет определенности в вопросе, предоставляется ли такая информация безвозмездно или за плату, в какой срок и в какой форме (справки, письма или иной). Кроме того, не ясно, насколько конкретизирована должна быть информация о соблюдении либо нарушении законодательства о налогах и сборах.
А. С.Помаскина
Группа компаний "КСК групп"
03.08.2013