ЗАО просит дать разъяснения по следующим вопросам

1. Возможно ли освобождение от налога на прибыль и НДС той части доходов предприятий рыбного хозяйства, которая направляется на расширение производства и хранение продукции, строительство флота на российских предприятиях, строительство береговых обрабатывающих заводов, цехов, холодильников?

2. Почему не решается вопрос об освобождении предприятий с экспортной составляющей от налога в 1999 г. на курсовые разницы по валютным средствам, "застрявшим" в так называемых системообразующих банках, в банкротстве которых в значительной мере виновато само правительство?

3. Возможно ли освобождение от уплаты таможенных пошлин ввозимого технологического оборудования и судового, рыбопромыслового и радионавигационного оборудования, аналогов которых в нашей стране нет?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 марта 2000 г. N 04-02-05/1

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо и по вопросам, изложенным в письме, сообщает следующее.

1. В рамках действующего налогового законодательства по налогу на прибыль имеется комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность.

В частности, законодательством о налогообложении прибыли предусмотрена инвестиционная льгота для предприятий сферы материального производства при условии направления средств на расширение производственной базы (в соответствии с пп."а" п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). При этом по основным средствам, приобретенным за счет прибыли, исключаемой из налоговой базы, производится начисление амортизационных отчислений в общеустановленном порядке, что означает практически отнесение одних и тех же расходов на уменьшение налогооблагаемой базы дважды.

Кроме того, предприятиям разрешается применять механизм начисления ускоренной амортизации на основные производственные фонды, относящиеся к их активной части, что также способствует повышению их инвестиционной активности.

Норма амортизации может быть увеличена по вышеуказанным основным средствам в два раза, а по основным средствам, являющимся предметом лизинга, - в три раза.

Действующим законодательством разрешается также уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы (в пределах 10 процентов налогооблагаемой базы), направленные предприятиями на проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, а также в Российский фонд технологического развития.

В целях обеспечения условий для осуществления технического перевооружения и развития новых производств Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли, полученной от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо - сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет.

Данным Законом также установлено, что не являются объектом налогообложения безвозмездно полученные предприятиями денежные средства от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного года с момента получения.

Не учитываются при налогообложении прибыли средства, зачисляемые в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством; средства, полученные в качестве безвозмездной помощи (содействия) и подтвержденные соответствующим удостоверением; средства, полученные от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре; средства, полученные приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов); средства, переданные между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних предприятий; средства, передаваемые на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица.

Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" этим налогом облагаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что вопросы совершенствования налогового законодательства необходимо рассматривать в целом по всем отраслям промышленности, а не по отдельной отрасли. В противном случае принятие предложения о создании особого порядка налогообложения для предприятий рыбного хозяйства может создать прецедент для подобных обращений со стороны предприятий других отраслей и приведет к нарушению единства и целостности построения налоговой системы, к искажению побудительных мотивов экономической деятельности, нарушит одно из важнейших условий стабильности экономики - обеспечение равных возможностей для всех участников рынка и честной конкуренции.

Этот основополагающий принцип был заложен при разработке Налогового кодекса Российской Федерации.

Положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании общности и равенства налогообложения.

Проектом части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен комплекс мер по реорганизации системы налогообложения доходов организаций, направленных на создание равных условий деятельности налогоплательщиков, обеспечение нейтральности налога по отношению к инфляционным процессам, сокращение многочисленных и бессистемных налоговых льгот, искажающих побудительные мотивы экономической деятельности.

Проектом Кодекса предусмотрен общепринятый в мировой практике порядок определения налоговой базы по налогу на доход - как реально полученного, а не определенного расчетным путем финансового результата деятельности налогоплательщика, то есть как разница между доходами, полученными налогоплательщиками за налоговый период, и расходами, связанными с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

В рамках Кодекса проблема учета всех необходимых и обоснованных затрат при исчислении налогооблагаемой базы решается для всех организаций в строгом соответствии с международными правилами и при максимальной возможности учета интересов налогоплательщика. Предлагается принимать к вычету все деловые расходы, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров (работ, услуг).

Следовательно, предполагается снять многие искусственные ограничения, предусмотренные действующим законодательством, на вычеты из налоговой базы затрат, связанных с осуществлением деятельности. В частности, сняты ограничения на расходы по рекламе, по отнесению процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и других организаций.

Значительное влияние на оживление инвестиционной деятельности и снижение инвестиционного риска окажет предоставление налогоплательщикам прав на включение в расходы организации всех расходов, связанных со страхованием важнейших видов коммерческих рисков (в том числе: страхование грузов, средств транспорта, основных средств производственного назначения, товарно - материальных запасов, урожая сельскохозяйственных культур и животных, а также ответственности за причинение вреда).

Проектом Кодекса предусмотрен новый механизм амортизации имущества, который должен также стать дополнительным стимулом для осуществления крупномасштабных инвестиций.

В проекте Кодекса реализуется принцип вычета осуществленных налогоплательщиком затрат по расширению производства, внедрению достижений научно - технического прогресса через использование механизма капитализации расходов с последующей их амортизацией, что позволит форсировать процесс обновления материально - технической базы отечественных товаропроизводителей. Капитализируются, в частности, те расходы, которые не могут быть единовременно отнесены на затраты предприятия в соответствующем налоговом периоде (НИОКР, расходы на разведку, подготовку и освоение природных месторождений и т. п.).

Учитывая изложенное, оснований для освобождения от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость доходов предприятий рыбного хозяйства, направляемых на расширение производства и хранение продукции, строительство флота на российских предприятиях, строительство береговых обрабатывающих заводов, цехов, холодильников, по нашему мнению, не имеется.

2. Что касается включения в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль курсовых разниц, образовавшихся в результате нахождения валютных средств организаций налогоплательщиков на счетах в кредитных учреждениях, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, то сообщается следующее.

Согласно Положению Банка России от 2 апреля 1996 г. N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации" обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются на балансе кредитной организации и выплачиваются кредиторам в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.

Принимая во внимание, что положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и налоговое законодательство не содержат конкретных указаний по вопросу прекращения начисления курсовой разницы по валютному счету организации - клиента банка, у которого отозвана лицензия в связи с началом процедуры банкротства, по нашему мнению, ЗАО может в бухгалтерском учете на дату отзыва лицензии у банка перевести рублевый эквивалент средств со счета 52 "Валютный счет" на счет 63 "Расчет по претензиям".

3. Порядок взимания таможенных пошлин при ввозе товаров и оборудования на таможенную территорию Российской Федерации и освобождения их от уплаты определен Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", а также Таможенным кодексом Российской Федерации. Изменения в действующий порядок могут быть внесены только в виде законодательной инициативы.

Кроме того, ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных вышеназванным Законом.

27.03.2000 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ