В газете по инициативе промышленного предприятия опубликована серия статей с взиманием с него платы за размещение данного материала. Является ли опубликованная информация рекламой и, соответственно, относятся ли расходы по ее размещению к рекламным расходам?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: К сожалению, из вопроса неясно, посвящены ли опубликованные в газете статьи непосредственно деятельности (товарам, работам, услугам) заказчика рекламы - промышленного предприятия или какой-либо другой теме, не связанной с деятельностью данного предприятия. Рассмотрим возможные варианты.

Определение понятия "реклама" дано в ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе". Так, рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицам, товарах, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. При этом согласно п.1 ст.5 указанного Закона организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

В соответствии с п.2 Письма Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.92 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (в ред. от 19.10.1995) расходы на рекламу - это расходы предприятий, связанные с целенаправленным информационным воздействием на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынке (рынках) сбыта.

Таким образом, очевидно, что практически любая информация в средствах массовой информации о деятельности предприятия или производимых (реализуемых) им товарах (работах, услугах), публикация которой оплачена этим предприятием, относится к рекламе.

Следовательно, опубликованные в печатном издании статьи, если они связаны с деятельностью предприятия и оплачены им, по нашему мнению, соответствуют перечисленным выше признакам рекламной информации. Соответственно расходы предприятия, связанные с их размещением, для целей налогообложения являются затратами на рекламу и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, приведенных в Приложении 2 к Письму Минфина России от 06.10.92 N 94.

Если информация, содержащаяся в опубликованных статьях, не связана с деятельностью предприятия, то оплату таких публикаций нельзя рассматривать как рекламные расходы данного предприятия.

Затраты предприятия на размещение в СМИ таких статей в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются согласно пп."а" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (в ред. от 12.07.1999), и осуществляются за счет средств предприятия, остающихся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

27.03.2000 Е. А.Скаковская

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета