Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 26 была утверждена Государственная программа по обеспечению в 1996-1997 гг. жильем военнослужащих, граждан, уволенных в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и определены затраты на развитие коммунального хозяйства и социально - бытовой сферы в размере 20% от суммы общих затрат на строительство жилых домов

По завершении действия Постановления начиная с 1998 г. по настоящее время органы власти субъектов РФ продолжают требовать от заказчиков капстроительства Минобороны России предоставление денежных средств до 40% стоимости от годовой программы строительства жилья на развитие коммунального хозяйства и социально - бытовой сферы. Правомерно ли это?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 марта 2000 г. N 04-05-17/4

Минфин России рассмотрел Ваше обращение и сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 26 была утверждена Государственная целевая программа по обеспечению в 1996-1997 гг. жильем военнослужащих, граждан, уволенных в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и определены затраты на развитие коммунального хозяйства и социально - бытовой сферы в размере 20% от суммы общих затрат на строительство жилых домов.

Срок действия указанной Программы истек, а других нормативных документов, регламентирующих размер затрат в виде процента от общей суммы затрат на строительство жилых домов на федеральном уровне, не имеется.

В соответствии с п.5 ст.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

При этом согласно ст.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" часть первая Кодекса введена в действие с 1 января 1999 г., за исключением положений, для которых данным Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.

Так, ст.2 указанного Федерального закона установлено, что впредь до введения в действие ст. ст.13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. ст.19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), не взимаются.

В данном случае необходимо учитывать, что Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление от 21 марта 1997 г. N 5-П, в котором признал, что до принятия Налогового кодекса юридическое содержание конституционного понятия "общие принципы налогообложения и сборы" определяет Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него, в том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, который запрещает органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные данным Законом.

В названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации к общим принципам налогообложения и сборов отнесено установление исчерпывающего перечня региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и налоговых платежей.

Конституционный Суд в своем Определении от 05.02.1998 N 22-О указал на то, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. N 5-П в полной мере распространяется на порядок установления местных налогов.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, решения субъектов Российской Федерации о введении на подведомственной им территории дополнительных отчислений с организаций - застройщиков на строительство общегородских объектов инфраструктуры от общей стоимости зданий и сооружений и возложение на организации обязанности по уплате таких отчислений, обладающих характеристиками сбора, не предусмотренного ст. ст.19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

17.03.2000 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ