По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган принял решение о привлечении организации к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по ст. 122 НК РФ, которым доначислил организации налог на прибыль и НДС

Основанием для доначислений послужило то, что в результате сравнения налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль за один календарный год налоговым органом было выявлено занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в результате сравнения налоговых деклараций по НДС и оборотно-сальдовых ведомостей за другой год установлены занижение налогооблагаемой базы и неуплата НДС в бюджет. Первичные документы налоговым органом при этом не исследовались.

Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: Решение налогового органа о привлечении к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса РФ и доначислении налогов по результатам выездной налоговой проверки, основанное только на сопоставлении данных налоговых деклараций и регистров налогового и бухгалтерского учета (например, оборотно-сальдовых ведомостей) без проверки первичных документов, является неправомерным, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование: В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики также должны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ.

На основании п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, а также документов налогового учета.

На основании п. 4 Порядка заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, декларация составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), а в случаях, установленных НК РФ, - на основании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налогового агента).

Таким образом, по нашему мнению, НК РФ не содержит обязанностей по определению налоговой базы по налогам, подлежащим уплате в бюджет на основании данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также налоговой отчетности, представляемой в налоговые органы. На основании анализа вышеназванных норм НК РФ сведения, отраженные в бухгалтерской и налоговой отчетности, необходимо подтвердить соответствующими первичными документами. В связи с этим налоговые органы должны комплексно проверять как сведения бухгалтерского и налогового учета, так первичные документы налогоплательщика, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, на основе которых уже делать вывод о том, какой из документов (налоговая декларация или регистр бухгалтерского учета) не соответствует представленным первичным документам. Только после проведения подобного комплексного анализа налоговые органы смогут выявить несоответствие к неуплате (неполной уплате) налога и принять обоснованное решение.

Поскольку в данном случае налоговый орган принял решение только на основе анализа налогового и бухгалтерского учета организации без проверки первичных документов организации, считаем, что указанные действия налогового органа не соответствуют НК РФ.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 17.01.2013 N Ф09-13153/12 по делу N А60-6226/2012, рассматривая аналогичное дело, поддержав выводы суда апелляционной инстанции о том, отметил, что данные о доходах, отраженные в налоговой декларации, сами по себе без первичных документов не могут служить основанием для вывода о занижении налоговой базы по налогу на прибыль, а использованная налоговым органом методика исчисления налога на основе анализа данных бухгалтерского учета противоречит нормам гл. 25 НК РФ. При этом наличие самого факта расхождений между данными налоговой декларации и бухгалтерских регистров (оборотно-сальдовых ведомостей) может свидетельствовать только о нарушении налогоплательщиком правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что само по себе не может являться основанием для непринятия налоговым органом налоговой базы по налогу на прибыль в сумме, указанной налогоплательщиком.

На основании изложенного ФАС Уральского округа заключил, что налоговая инспекция не доказала занижение организацией сумм по налогу на прибыль и НДС, тем самым необоснованно доначислила ей соответствующие суммы налогов, пеней и штрафов.

К аналогичным выводам пришли ФАС Уральского округа в Постановлении от 30.11.2012 N Ф09-11498/12 по делу N А71-17844/11, ФАС Московского округа в Постановлении от 11.04.2011 N КА-А40/1664-11-2 по делу N А40-95779/09-112-695.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 26.12.2011 по делу N А06-5327/2011 указал о том, что факт несовпадения данных первичных документов, книг продаж и книг покупок с данными налоговых деклараций по НДС может иметь различные причины и сам по себе не может свидетельствовать о занижении налоговой базы по НДС. Расхождение между сведениями, отраженными в регистрах бухгалтерского учета и налоговых декларациях, представленных в налоговый орган, может быть расценено как нарушение порядка бухгалтерского учета, но не может служить безусловным доказательством неверного исчисления НДС. Между тем факт занижения налогооблагаемой базы должен доказываться инспекцией путем ссылок на конкретные первичные документы. Указанных доказательств налоговый орган не представил.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

02.08.2013