Российская организация оказала услуги по анализу проектной документации оборудования для белорусской организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство и не состоящей в связи с этим на учете в налоговых органах Российской Федерации. Следует ли производить исчисление НДС при реализации таких услуг, если эти услуги оказаны с выездом на территорию Республики Беларусь?

Ответ: При оказании услуги по анализу проектной документации оборудования российской организацией для белорусской организации с выездом на территорию Республики Беларусь объекта налогообложения по НДС на территории РФ не возникает.

Обоснование: Исходя из пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Статьей 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.

Согласно ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.

Согласно ст. 1 Протокола инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов).

Таким образом, местом реализации услуг по анализу проектной документации, относимых к инжиниринговым услугам, признается территория Республики Беларусь, а не территория Российской Федерации.

Соответственно, российской организации не следует производить исчисление налога на добавленную стоимость при реализации услуг по анализу проектной документации.

А. В.Недоступ

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

02.08.2013