Комментарий Международной (Римской) конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций

(Гришаев С. П.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ (РИМСКОЙ) КОНВЕНЦИИ ОБ ОХРАНЕ

ПРАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ И ВЕЩАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 10 мая 2012 года

С. П. ГРИШАЕВ

Гришаев Сергей Павлович, к. ю.н., доцент кафедры гражданского права МГЮА.

Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций была заключена в Риме 26 октября 1961 года (отсюда название Римская конвенция). Конвенция вступила в силу для России 26 мая 2003 г.

О том, что Россия присоединяется к указанной Конвенции, первоначально было заявлено в Постановлении Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций".

В этом Постановлении также содержалось поручение Министерству иностранных дел Российской Федерации оформить присоединение к Конвенции, уведомив при этом Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о наличии заявления о применении определенных оговорок в отношении отдельных положений указанной Конвенции. МИД России подготовил необходимые документы о присоединении и сдал на хранение Генеральному секретарю ООН. В соответствии с п. 2 ст. 25 Конвенции данная Конвенция вступила в силу для России по истечении трех месяцев с момента сдачи на хранение документа о присоединении. Данный трехмесячный срок истек 26 мая 2003 г., в связи с чем Организация Объединенных Наций направила в адрес МИД России декларацию с сообщением о вступлении в силу Римской конвенции для Российской Федерации 26 мая 2003 г.

Указанные выше оговорки в отношении отдельных положений Конвенции сводятся к следующему:

Российская Федерация:

1) в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (далее именуется - Конвенция) не будет применять критерий записи, предусмотренный в подпункте (b) пункта 1 статьи 5 Конвенции;

2) в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Конвенции будет обеспечивать охрану передачи в эфир только в том случае, если штаб-квартира вещательной организации расположена в другом Договаривающемся государстве и передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в том же Договаривающемся государстве;

3) в соответствии с подпунктом (a) пункта 1 статьи 16 Конвенции:

не будет применять статью 12 Конвенции в отношении фонограмм, изготовитель которых не является гражданином или юридическим лицом другого Договаривающегося государства;

ограничит предоставляемую в соответствии со статьей 12 Конвенции охрану в отношении фонограмм, изготовитель которых является гражданином или юридическим лицом другого Договаривающегося государства, в объеме и на условиях, предоставляемых этим Договаривающимся государством фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом Российской Федерации.

Следует отметить, что Россия - не единственная страна, которая присоединилась к Конвенции с оговорками. Возможность присоединения с оговорками несомненно придает Римской конвенции необходимую гибкость и эластичность, поскольку дает возможность каждой присоединяющейся стране брать на себя обязательства в таком объеме, который соответствует ее политическим, экономическим и техническим условиям.

Конвенция предоставляет правовую охрану трем видам указанных смежных прав, и начиная с 26 мая 2003 г. полноценная охрана предоставляется в России изготовителям фонограмм, в том числе иностранным. При этом следует учитывать, что Конвенция не имеет обратной силы, так как согласно п. 2 ст. 20 Конвенции ни одно договаривающееся государство не обязано применять положения данной Конвенции к имевшим место исполнениям или передачам в эфир, к фонограммам, первая запись которых была осуществлена до даты вступления Конвенции в силу для данного государства.

Критерии предоставления охраны исполнениям иностранных исполнителей на основании международного договора предусмотрены в ст. 4 Римской конвенции, в соответствии с которой каждое Договаривающееся государство предоставляет национальный режим охраны артистам-исполнителям при соблюдении одного из следующих условий:

a) исполнение имеет место в другом Договаривающемся государстве;

b) исполнение включено в фонограмму, охраняемую в соответствии со ст. 5 Римской конвенции;

c) исполнение, не будучи записанным на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой в соответствии со ст. 6 Римской конвенции.

При этом в статье 6 Римской конвенции определены условия, при наличии которых предоставляется охрана иностранным организациям эфирного вещания. В соответствии с данной статьей каждое Договаривающееся государство предоставляет вещательной организации национальный режим охраны при соблюдении любого из следующих условий:

штаб-квартира вещательной организации расположена в другом Договаривающемся государстве;

передача в эфир ведется с помощью передатчика, расположенного в другом Договаривающемся государстве. Вместе с тем п. 2 ст. 6 Римской конвенции позволяет любому Договаривающемуся государству делать оговорки в отношении условий предоставления охраны. Россия, как уже было отмечено выше, воспользовалась данным правом и при присоединении к Римской конвенции сделала оговорку о том, что охрана передачи иностранного вещателя будет предоставляться при наличии указанных выше условий одновременно, а не при наличии любого из них.

Заключение Конвенции явилось результатом длительного, продолжавшегося более четырех десятилетий процесса обсуждений, переговоров, разработки проектов текста, в котором участвовали представители всех заинтересованных сторон - авторов, исполнителей, вещательных организаций, звукозаписывающих фирм и т. д. Международная конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций не могла не отразить уровень технического развития, характерный для периода 20 - 50-х годов прошлого столетия. В 1961 г., том самом году, когда была подписана Международная (Римская) конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, в широкой продаже начали появляться кассетные магнитофоны и музыкальные кассеты к ним, а несколько позднее - еще видеокассеты и видеомагнитофоны, видеодиски и компакт-диски с цифровой записью. Впоследствии для использования произведений стала активно использоваться компьютерная техника.

Известно, что законодательство об интеллектуальной собственности, как правило, отстает от научно-технического прогресса; в особенности это видно на примере последних десятилетий, когда научно-технический прогресс развивался значительно быстрее, чем ранее. Своеобразный парадокс заключается в том, что, хотя Римская конвенция в ряде отношений уже устарела (обеспечиваемая ею охрана не соответствует современному уровню развития техники), она тем не менее остается источником правовых норм даже для многих развитых стран. В Европе, например, она служит критерием при определении прав, признаваемых за производителями фонограмм, артистами-исполнителями и вещательными организациями. Цель Конвенции представляется весьма насущной именно сейчас, в свете современного развития техники. Технические достижения повлекли за собой широкое распространение посягательств на права трех категорий правообладателей по данной Конвенции, и это привлекло внимание государств к необходимости обеспечить соответствующие меры охраны.

В 1971 г. Межправительственный комитет Римской конвенции выступил с предложением разработать типовой национальный закон относительно охраны интересов трех категорий правообладателей по Конвенции. Подготовка типового закона явилась поворотным пунктом в истории ее применения, ибо встретились представители всех трех категорий правообладателей, а также представители заинтересованных государств, которые пришли к соглашению относительно положений типового закона и приняли обязательство поддерживать любой разрабатываемый на этой основе закон.

После заключения Конвенции в 1961 г. более 60 стран приняли те или иные законодательные акты относительно регламентации прав, охраняемых по Конвенции. Многие из подобных актов возникли под непосредственным влиянием Конвенции, и при подготовке таких национальных законов специально учитывался ряд ее положений.

Впоследствии был принят ряд других международных соглашений в области охраны смежных прав. В качестве примера можно привести Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм (Женева, 1971).

Кроме того, вещательные организации, в 1960 г. разработавшие в рамках Европейского совета Европейское соглашение об охране телевизионного вещания, сумели добиться созыва в Брюсселе в 1974 г. Дипломатической конференции для заключения Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, которая, правда, не включает спутники, обеспечивающие прямой прием.

Следует отметить, что две последние Конвенции, главная цель которых - решение вопросов на международном уровне, открыты, в отличие от Римской конвенции, для любого государства - члена Организации Объединенных Наций или какого-либо из ее специализированных учреждений, а также Международного агентства по атомной энергии или Международного суда. Для государств, присоединяющихся к этим Конвенциям, необязательно быть уже участниками какой-либо конвенции об авторском праве, ибо, наконец, признано, что получение доходов в результате незаконного присвоения интеллектуальной собственности, вне зависимости от того, результатом каких именно действий оно является, наносит ущерб всему сообществу авторов, артистов-исполнителей и производителей фонограмм страны.

Хотя Римская конвенция призвана охранять права артистов-исполнителей и в сфере "живого" исполнения, вполне очевидно, что основная цель этого соглашения - регулирование международной охраны в той области, которая относится к использованию технических средств фиксации, воспроизведения и распространения произведений и исполнений. Именно само существование таких технических средств объединило в Конвенции три категории правообладателей, чьи интересы, противоречащие друг другу и в то же время общие для всех, эта Конвенция защищает. С этой точки зрения Римская конвенция несомненно исключительно тесно связана с уровнем технического оснащения, или, иными словами, с уровнем развития средств фиксации, воспроизведения и распространения "продукции" индустрии культуры.

За те годы, в течение которых вырабатывался окончательный вариант текста Конвенции, виды использования произведений постепенно становились все более разнообразными, применялись все шире, а телевидение, в частности, становилось все более популярным средством развлечения. Но значительных изменений по существу - как в технической области, так и в методах сбыта культурной "продукции", например развлекательных программ, - в сфере средств массовой информации в тот период еще не произошло. Поэтому интересно отметить, что именно в начале 60-х годов прошлого столетия, когда и появилась Римская конвенция, эта достаточно стабильная ситуация стала резко меняться.

Римская конвенция, отразившая современный ей уровень технического развития, ходом событий к настоящему времени оставленный уже далеко позади, явилась также и выражением компромисса, который позволил тогда достичь минимальной согласованности интересов различных групп и стран, занимавших разные позиции по проблеме охраны так называемых смежных прав. Есть и еще одна причина, объясняющая принятие Конвенции, - это ее соответствие условиям как развитых, так и развивающихся стран.

Римская конвенция, разработанная в 1961 г., установила нормы охраны, вообще не существовавшие в то время во многих странах. Поэтому для присоединения к Конвенции большинству стран пришлось законодательным путем определить предусматриваемые ею права.

Интересно обратить внимание на требования ст. ст. 2 и 4 Римской конвенции, предусматривающей, что любая страна-участница должна предоставлять национальный режим охраны артистам-исполнителям. Таким образом, Конвенция основана на принципе национального режима, который представляется законами страны, где испрашивается охрана: а) артистам-исполнителям, являющимся ее гражданами, в отношении на ее территории исполнений, их передачи в эфир либо первой записи; б) производителям фонограмм, которые являются ее гражданами, в отношении фонограмм, которые впервые записаны или впервые опубликованы на ее территории; в) вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на ее территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на ее территории (ст. 2).

Конвенция содержит минимальный уровень охраны смежных прав. Она не имеет обратной силы, а минимальный срок охраны составляет 20 лет. При этом государства-участники, установившие более длительные сроки охраны, не обязаны распространять их целиком на субъектов тех стран, где этот срок меньше.

В ст. 11 Конвенции предусмотрено правило, по которому все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка должны иметь символ с указанием даты первой публикации. Он должен быть размещен так, чтобы он был легко различим. Если на экземпляре или упаковке нет имени, товарного знака и других соответствующих символов, то знак R должен включать имя владельца права на изготовление фонограмм.

Принцип, устанавливаемый ст. 12 Конвенции, предусматривает фактически единственный случай выплаты вознаграждения за публичное сообщение фонографических записей - когда такие фонограммы используются непосредственно для публичного сообщения и являются фонограммами, опубликованными в коммерческих целях. Артисты-исполнители давно уже отстаивают точку зрения, согласно которой вознаграждение должно выплачиваться им и в том случае, если третья сторона использует записи их выступлений иным способом, чем первоначально предусмотренный. Это означает, что выплаты должны производиться любым лицом, которое использует записи выступлений, постановок или программ не только непосредственно для публичного сообщения, но и иным образом (например, организуя трансляцию музыкальных произведений по системе внутреннего вещания в рабочих помещениях), а также независимо от того, какой вид носителя при этом используется. Это позволило бы включать в сферу охраны Конвенцией не упомянутые ныне в ней диски, флэшки и другие материалы для аудиовизуальных записей.

В ст. 11 Конвенции говорится о знаке охраны смежных прав, к числу которых относятся и права исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. Она устанавливает, что при наличии такого знака на фонограмме (или ее упаковке) должны считаться соблюденными те формальности, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством некоторых стран - участниц Конвенции в качестве условия для предоставления охраны прав изготовителей фонограмм и артистов-исполнителей. Таким образом, знак охраны смежных прав унифицирован для всех государств, на настоящее время подписавших Конвенцию.

Следует отметить, что положения российского законодательства о знаке охраны смежных прав и его элементах соответствуют указанной статье Конвенции. Так, согласно ст. 1305 ГК изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Следует отметить, что ст. 7 Конвенции лишает артиста-исполнителя возможности требовать защиты своих интересов, когда использованное для сообщения публике исполнение было ранее записано или передавалось в эфир с его согласия. Указанная статья также лишает исполнителя возможности требовать охраны от незаконного воспроизведения исполнения, если воспроизведение это осуществляется с фиксации, произведенной с его согласия. Таким образом, охрана прав исполнителя отдается на усмотрение производителя фонограмм или вещательной организации, которые и должны принимать меры против использования, наносящего ущерб исполнителю. Аналогичная норма есть и в законодательстве РФ. Так, согласно п. 1 ст. 1326 ГК публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Нельзя не заметить ограничения, зафиксированного в ст. 19 Конвенции, которая лишает артистов-исполнителей, участвующих в создании аудиовизуальных произведений, всякой возможности международной охраны их интересов по Конвенции. Римская конвенция не предоставляет охрану исполнителю, давшему согласие на включение его исполнения в фиксацию изображений или изображений и звуков (ст. 19).

Артисты-исполнители, оставленные Римской конвенцией фактически на положении "бедных родственников", вынуждены были принять лишь такую охрану, которая, прежде всего, не ущемляла бы интересов других категорий правообладателей, имеющих большее влияние на государства - участников конференции. При этом следует учитывать, что права на охрану своих интересов артист-исполнитель заслуживает не потому, что выступает в качестве посредника при доведении до публики произведения автора, а благодаря его собственному вкладу, который определяется своеобразием его личности, его дарования. Это положение подвергалось критике в ходе дискуссии, предшествовавшей подписанию Конвенции, поскольку оно оставляет исполнителя без всякой защиты, если производитель фонограммы допускает небрежность или действует в сговоре с третьей стороной, ответственной за незаконную эксплуатацию записи.

Исполнитель обычно получает вознаграждение в зависимости от производства новых копий диска или кассеты, несущей запись его выступления, в виде процентных отчислений от суммы, вырученной при продаже. Производители фонограмм со своей стороны устанавливают желательные для них условия на переговорах об уступке лицензий или сублицензий часто в обмен за единовременную выплату определенной суммы или аванса, чем на практике все обычно и ограничивается. В таких случаях производитель фонограмм может не проявлять особого интереса к обеспечению строгого контроля за числом копий, изготавливаемых владельцем лицензии, а артист-исполнитель, которому указанный принцип Конвенции не позволяет предпринимать какие-либо действия, также лишен возможности контролировать ситуацию или предпринимать самостоятельные действия.

В отличие от Конвенции об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм Римская конвенция предоставляет производителям фонограмм право лишь разрешать или запрещать воспроизведение их фонограмм, но не дает им каких-либо прав разрешать или предотвращать сбыт изготовленных копий.

Название документа