Организация приобрела грузовой самосвал "Урал-5557" для использования в предпринимательской деятельности. Вправе ли организация при учете в целях налогообложения прибыли расходов на топливо увеличивать предусмотренную Методическими рекомендациями норму расхода дизельного топлива 34 л на 100 км применительно к подъему кузова, а также дифференцировать данную норму в зависимости от срока эксплуатации самосвала до 5 лет, 10 лет и т. д.?

Ответ: Исходя из позиции Минфина России налогоплательщик при определении экономической обоснованности расходов в целях налога на прибыль не обязан, а вправе учитывать нормы расхода топлива, установленные Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации). Поэтому с учетом данных разъяснений и судебной практики организация вправе учитывать расходы на топливо для самосвала по не предусмотренным Методическими рекомендациями правилам, но при условии соответствия расходов требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

Пунктами 11.1 Методических рекомендаций для автомобиля "Урал-5557" предусмотрена транспортная норма 34,0 л дизельного топлива на 100 км.

Как разъяснено в Письме Минфина России от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля организация вправе учитывать Методические рекомендации.

Также на основании п. 5 Методических рекомендаций нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях:

при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и тому подобного без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, - до 10%;

при простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (на нефтебазах, специальных складах, при наличии груза, не допускающего охлаждения кузова, в банках и на других объектах), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

Методические рекомендации не предусматривают возможности увеличения норм расхода топлива применительно к подъему кузова, а также не дифференцируют данные нормы в зависимости от срока эксплуатации автомобиля до 5 лет, 10 лет и т. д.

Отметим, что в судебной практике существует позиция, согласно которой в гл. 25 НК РФ не предусмотрено нормирования расходов на ГСМ и такие расходы могут учитываться в полном объеме при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 N А27-8757/2011).

Таким образом, учитывая последние разъяснения Минфина России и судебную практику, организация вправе учитывать расходы на топливо для данного самосвала по не предусмотренным Методическими рекомендациями правилам при условии подтверждения экономической обоснованности расходов согласно требованиям ст. 252 НК РФ.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

01.08.2013