Согласно п.2 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит соответствующее решение (постановление). В течение какого срока со дня рассмотрения материалов проверки такое решение должно быть им вынесено, если учесть те изменения, которые коснулись ст.101 НК РФ в связи с принятием Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ? И, соответственно, действует ли в этой части п.4.1 Инструкции N 52 от 31.03.1999 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов", согласно которому такой срок равен десяти дням?
В п.1 ст.115 НК РФ указано, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Что следует понимать под "соответствующим актом": идет ли речь об акте налогового органа, не носящем нормативно - правовой характер, например решении (постановлении) руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, либо имеется в виду, например, акт выездной налоговой проверки?
На каких, кроме указанных в гл.20 НК РФ, основаниях вышестоящее должностное лицо налогового органа, проводившего выездную налоговую проверку, может повторно рассмотреть материалы проверки и вынести новое решение?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 февраля 2000 г. N 04-01-10
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
По вопросу, касающемуся срока принятия решения руководителем налогового органа после рассмотрения материалов проверки налоговым органом, сообщаем следующее.
В соответствии со ст.101 части первой Налогового кодекса Российской Федерации материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации - налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, однако вышеназванной статьей, а также другими статьями Кодекса срок вынесения решения не установлен.
Что касается действия Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 52 от 31 марта 1999 г., и в частности п.4.1, то сообщаем, что эта Инструкция не приведена в соответствие с частью первой Налогового кодекса РФ и, следовательно, она действует в части, не противоречащей Кодексу.
Далее, по вопросу, что следует понимать под понятием "соответствующий акт", упомянутым в п.1 ст.115 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, по нашему мнению, подразумевается решение руководителя налогового органа (заместителя) о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.104 Кодекса).
Что касается вопроса проведения повторной проверки, кроме проверок, указанных в гл.20 НК РФ, то согласно ст.89 Кодекса повторная выездная проверка может проводиться в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика, а также вышестоящим органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, независимо от времени проведения предыдущей проверки.
11.02.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А. И.ИВАНЕЕВ