Правомерно ли перечисление основным обществом в федеральный бюджет налоговых платежей за свои дочерние общества на основании части первой Налогового кодекса?

Ответ: Согласно ст.8 Налогового кодекса (далее - НК) налог представляет собой индивидуальный платеж, а в соответствии с п.1 ст.45 НК налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Таким образом, НК обязывает налогоплательщика лично исполнить свою обязанность, оговаривая, что иной порядок может быть предусмотрен только в законодательстве о налогах и сборах. НК определяет случаи, когда исполнение обязанности налогоплательщика возлагается на других лиц, и предусматривает закрытый перечень таких случаев: при взимании налога налоговым агентом (ст.24 НК), при уплате налога учредителем в случае ликвидации (ст.49 НК), при уплате налога правопреемником в случае реорганизации (ст.50 НК), при уплате налога за счет стоимости заложенного имущества третьего лица (ст.73 НК), при уплате налога поручителем (ст.74 НК). Исполнение же налоговой обязанности третьим лицом по соглашению с налогоплательщиком в иных случаях, в том числе с согласия налогового органа, НК не допускает.

Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в 1999 г. были заключены договоры поручительства с некоторыми основными обществами, в соответствии с условиями которых основные общества обязались исполнять обязательства своих дочерних обществ по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, администрируемых МНС России, денежными средствами, а также осуществлять собственные налоговые платежи.

В соответствии с п.1 ст.74 НК обязанность по уплате дочерними обществами налогов может быть обеспечена поручительством основного общества только в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов. Изменение сроков уплаты налогов в соответствии с п.3 ст.61 НК осуществляется только в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов в соответствии со ст.63 НК принимает Минфин России. Для этого дочерние общества подают заявления в соответствующий территориальный финансовый орган о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита с указанием оснований. Территориальный финансовый орган принимает решение о предоставлении рассрочки (отсрочки) или налогового кредита по уплате налогов. На основании положительного решения территориального финансового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) дочерним обществам МНС России заключает с основным обществом договор поручительства, в соответствии с которым основное общество только при выполнении всех вышеизложенных требований НК может осуществлять налоговые платежи за дочерние общества. При этом, по всей видимости, обязанности дочерних обществ как налогоплательщиков можно считать исполненными только по поступлении средств в федеральный бюджет, т. к. п.2 ст.45 НК говорит об исполнении обязанности по уплате налога с момента предъявления в банк поручения на уплату налога самим налогоплательщиком, но не поручителем по договору.

В случае осуществления основным обществом согласно договору поручительства налоговых платежей за свои дочерние общества без выполнения всех требуемых НК от дочерних обществ действий применение финансовых санкций к основному обществу или к дочерним обществам гл.16 НК не предусмотрено.

А. А.Сайдаманов

Советник налоговой службы

I ранга

09.02.2000