Каков порядок бухучета и налогообложения государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования (новации) в марте 1999 г., а именно имеет ли право ОАО учитывать полученные государственные ценные бумаги по цене, равной фактическим затратам на приобретение ГКО, погашаемых в результате новации, уменьшенным на сумму денежных средств, полученных при реструктуризации, то есть применять для целей учета и налогообложения рекомендации МНС РФ, данные в Письме от 23.09.1999 N ВГ-6-05/751?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 января 2000 г. N 04-02-04/1

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо ОАО и по существу вопросов сообщает следующее.

Порядок применения норм Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" применительно к операциям с новыми государственными ценными бумагами (полученными как до 1 апреля 1999 г., так и после этой даты) в результате новации по государственным ценным бумагам, проводимой в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.1998 N 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам", Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разъяснило Письмом от 21.07.1999 N ВП-6-05/572@.

В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ при реализации первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования, прибыль (убыток) определяется как разница между ценой реализации и их оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с реализацией.

Под оплаченной стоимостью государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования (новации), признается стоимость, равная фактическим затратам инвестора на приобретение ГКО и ОФЗ, погашаемых в результате выкупа или новации, уменьшенным на сумму денежных средств, полученных при реструктуризации (новации). Оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги, полученной в результате реструктуризации (новации), определяется как оплаченная стоимость всех полученных государственных ценных бумаг, деленная на их количество. При исчислении первичными владельцами дохода по государственным ценным бумагам, полученным в результате реинвестирования (новации), при их погашении, в том числе при направлении облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД) на погашение просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням в федеральный бюджет, дополнительно из цены погашения (номинальной стоимости погашаемых ценных бумаг) исключается часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ, и разница между ценой погашения и ценой приобретения по ГКО, включенные в номинальную стоимость государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), приходящиеся на одну ценную бумагу, полученную в результате реструктуризации (новации). В соответствии с правилами бухгалтерского учета ценные бумаги учитываются у организации по фактическим затратам на приобретение (или по балансовой стоимости) старых ГКО и ОФЗ, которые участвовали в новации, за минусом полученных при новации денежных средств. При этом в соответствии с принятым порядком отражения новации в бухгалтерском учете при новации долговых обязательств государства счета доходов и расходов задействованы не были. Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предусмотрен порядок корректировки оплаченной стоимости для ценных бумаг, которые были приняты на баланс до вступления в силу указанного Федерального закона.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, порядок, доведенный Министерством Российской Федерации по налогам и сборам Письмом от 23.09.1999 N ВГ-6-05/751, должен распространяться на все государственные ценные бумаги, полученные организациями при новации ГКО и ОФЗ, независимо от даты ее проведения.

20.01.2000 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ