Расчет по форме РСВ-1 ПФР за I квартал организация представила в территориальный орган ПФР на бумажном носителе 29 апреля 2013 г. Должностные лица территориального органа ПФР приняли отчетность без каких-либо замечаний. Однако 13 мая 2013 г. должностные лица сообщили, что расчет представлен по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н, которая по состоянию на 29 апреля 2013 г. уже была недействующей. Бухгалтер организации исправил ошибку, и 17 мая 2013 г. в территориальный орган ПФР был представлен расчет по действующей форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Минтруда России от 28.12.2012 N 639н
Позднее территориальный орган ПФР привлек организацию к ответственности за нарушение срока представления расчета в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Обоснован ли штраф в такой ситуации?
Ответ: Привлечение организации к ответственности за нарушение срока представления расчета по форме РСВ-1 ПФР в территориальный орган ПФР в случае, когда организация представила расчет в срок, но по форме, утратившей силу на момент представления расчета, по нашему мнению, необоснованно.
Обоснование: Организации должны ежеквартально представлять в территориальный орган ПФР по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по форме РСВ-1 ПФР. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).
Следовательно, расчет по форме РСВ-1 ПФР за I квартал 2013 г. должен быть представлен в территориальный орган ПФР не позднее 15.05.2013 (ст. 10 Закона N 212-ФЗ) именно по утвержденной в установленном порядке форме.
Заметим, что с отчетности за I квартал 2013 г. действует форма РСВ-1 ПФР, утвержденная Приказом Минтруда России от 28.12.2012 N 639н. Этот Приказ Минтруда России начал действовать с 26.03.2013. Расчет РСВ-1 ПФР за I квартал 2013 г. должен был быть представлен именно по этой форме.
Ранее действовавшая форма РСВ-1 ПФР утратила силу в связи с изданием Приказа Минтруда России N 640н, Минздрава России N 1627н от 28.12.2012.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление организацией в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган ПФР по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Таким образом, ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ предусматривает ответственность за непредставление отчетности в установленный срок, а не за представление отчетности по недействующей форме. Ответственность за несоблюдение формы расчета РСВ-1 ПФР Закон N 212-ФЗ не предусматривает.
При этом заметим, что согласно п. 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного Приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н (далее - Административный регламент N 329н), в приеме расчета по форме РСВ-1 ПФР может быть отказано в том числе в случае несоответствия расчета, представленного заявителем, форме расчета, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Следовательно, территориальный орган ПФР мог бы отказать организации в принятии расчета по недействующей форме. Однако в рассматриваемой ситуации расчет был принят без каких-либо замечаний, а не возвращен заявителю, например, на основании пп. "д" п. 46 Административного регламента N 329н. С учетом этого датой представления расчета по форме РСВ-1 ПФР следует считать первоначальную дату представления отчетности, то есть 29.04.2013. Если так, то штраф на основании ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, по нашему мнению, неприменим.
Однако по данному вопросу может быть высказано и иное мнение, например, если под представлением расчета понимать представление именно отчетности по утвержденной в соответствующий период форме. Если территориальные органы ПФР будут придерживаться такого подхода, то не исключено возникновение споров. При этом судебная практика по таким делам к настоящему времени не сложилась.
Однако, по нашему мнению, имеет смысл учитывать, что, по мнению некоторых судей, если первоначально представленный РСВ-1 ПФР содержал ошибки, но фактически представлен в установленный Законом N 212-ФЗ срок, то данные действия не образуют состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ. При этом наличие в первоначально представленных сведениях ошибок не имеет правового значения (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.12.2012 по делу N А63-8125/2012). Организация может попытаться убедить судей, что несоблюдение формы отчетности - это всего лишь ошибка, за которую штрафовать нельзя. Однако будут ли приняты такие доводы, предположить не представляется возможным.
Д. И.Шофман
ООО "ФондИнфо"
31.07.2013