В отношении организации решением арбитражного суда выявлены признаки банкротства и принято решение об открытии конкурсного производства

Арбитражным судом утвержден конкурсный управляющий для проведения конкурсного производства.

Требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворены.

Конкурсный управляющий по результатам своей деятельности о проведении конкурсного производства представил в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

Правомерно ли требование конкурсного управляющего о продлении конкурсного производства на том основании, что имеются неудовлетворенные требования кредиторов по текущим платежам?

Ответ: Удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр, является основанием для прекращения конкурсного производства даже при наличии задолженности по текущим платежам. Законодателем не предусмотрено такого основания для продления конкурсного производства, как наличие данной задолженности.

Обоснование: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом N 127-ФЗ полномочий.

Согласно п. 1 ст. 124 Федерального закона N 127-ФЗ принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

В соответствии с п. 2 указанной статьи конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Согласно ст. 127 Федерального закона N 127-ФЗ при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона N 127-ФЗ, о чем выносит определение.

Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.

Статьей 129 Федерального закона N 127-ФЗ определены полномочия конкурсного управляющего.

В силу ст. 147 Федерального закона N 127-ФЗ после завершения расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных ст. 57 Федерального закона N 127-ФЗ, конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства с необходимыми документами.

Статья 57 Федерального закона N 127-ФЗ определяет основания для прекращения производства по делу о банкротстве.

В соответствии с п. 1 указанной статьи арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:

восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

заключения мирового соглашения;

признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Федеральным законом N 127-ФЗ, иных соответствующих положениям ст. 6 Федерального закона N 127-ФЗ требований кредиторов;

отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;

в иных предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ случаях.

В соответствии с п. 2 указанной статьи в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 57 Федерального закона N 127-ФЗ, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные ст. 56 Федерального закона N 127-ФЗ, если иное не установлено Федеральным законом N 127-ФЗ.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона N 127-ФЗ принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных Федеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.

Из анализа указанных норм следует, что законодателем не предусмотрено такое основание для продления конкурсного производства, как наличие неудовлетворенных требований по текущим платежам.

Как указывается в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", для прекращения производства по делу по данному основанию (удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов) необходимо, чтобы требования кредиторов были погашены только в части, включенной в реестр; не требуется погашения процентов, предусмотренных п. 2 ст. 81, п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве, и текущих платежей.

Также ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.10.2012 N А56-51680/2010 указал, что при удовлетворении требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, цель конкурсного производства достигнута, следовательно, ходатайство конкурсного управляющего о продлении конкурсного производства в том числе по причине наличия задолженности по текущим платежам не подлежит удовлетворению.

Следовательно, требование конкурсного управляющего о продлении конкурсного производства по причине наличия задолженности по текущим платежам, притом что включенные в реестр требования кредиторов были удовлетворены, не является правомерным.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

31.07.2013