Право авторства на совместное произведение
(Свиридова Е. А.) ("Юридическое образование и наука", 2012, N 2) Текст документаПРАВО АВТОРСТВА НА СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ <*>
Е. А. СВИРИДОВА
Свиридова Екатерина Александровна, доцент кафедры гражданского права Российской правовой академии Минюста Российской Федерации, кандидат юридических наук.
Гражданский кодекс Российской Федерации не дает определение термину соавторства, но посвящает его правовому регулированию отдельную статью. В связи с этим следует выделить основные признаки соавторства, на основании которых можно было бы дать его понятие. Соавторство можно определить как права нескольких авторов на созданное ими в процессе совместной творческой деятельности произведение, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Ключевые слова: соавторство, права авторов, произведение, авторское право, исключительное право.
The Civil code of the Russian Federation doesn't make definition of the co-authorship term, but it devotes the separate article to its legal regulation. In this regard it is necessary to allocate the characteristic features of the co-authorship on which basis it would be possible to give its concept. The co-authorship can be defined as the right of several authors of them creation, creating in the course of joint creative activity, irrespective of forms of the creation: it is a indissoluble whole or it consists of parts, each of which has independent value.
Key words: co-authorship, author's rights, creation, copyright, chattel incorporeal.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) вслед за Гражданским кодексом РСФСР 1964 г., Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" не дает определение термину соавторства, но посвящает его правовому регулированию отдельную статью. Большая советская энциклопедия понимает соавторство как совместную принадлежность двум или нескольким гражданам авторского права на произведение литературы, науки или искусства либо права авторства и других прав на открытие, изобретение <1>. С правовой точки зрения данное определение не вполне верно, так как авторские права включают в себя не только личные неимущественные права, но и исключительное (имущественное) право, которое, в свою очередь, может принадлежать лицам иным, чем автор произведения (правообладателям). При этом такие лица не могут быть признаны соавторами, потому что не участвовали в создании произведения, а лишь приобрели права по договору. -------------------------------- <1> См.: Большая советская энциклопедия в 30 томах. Т. 19. М., 1975.
Словарь по экономике и финансам говорит о соавторстве как о совместном авторстве двух или более лиц на одно произведение науки, литературы, искусства либо на открытие, изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец <2>. Данная формулировка также не точна, поскольку согласно п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторские права не распространяются на открытия. Тем не менее сущность раскрываемого термина выражена весьма удачно. -------------------------------- <2> См.: Словарь по экономике и финансам. URL: www. glossarii. ru.
Издательский словарь-справочник определяет соавторство как совместный творческий труд двух или более лиц над созданием произведения <3>. Однако соавторство возникает на конкретный результат такого труда, имеющий творческий характер и созданный авторами путем приложения ими совместных усилий. Сам процесс такого создания, конкретная деятельность, работа соавторства не порождают. Право авторства и другие авторские права возникают только с момента создания произведения, выраженного в какой-либо объективной форме (в виде написанного романа, нарисованной картины, публичного произнесения стихов собственного сочинения, публичного исполнения авторской песни и т. п.). -------------------------------- <3> См.: Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. 3-е изд., испр. и доп., электронное. М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
В связи с этим следует выделить основные признаки соавторства, на основании которых можно было бы дать его понятие. Во-первых, соавторство возникает на совместно достигнутый творческий результат. Как уже было сказано, речь не может идти о соавторстве, если еще нет произведения как объекта авторского права. То есть соавторство появляется только тогда, когда есть результат совместной творческой деятельности и вместе с таким результатом (пьесой или скульптурой, созданными несколькими лицам, стихами и музыкой в совместном музыкальном произведении). Во-вторых, соавторами не являются лица, чей вклад в создание произведения не носит творческого характера. Например, машинистка, помогающая писателю печатать его повесть или роман, выступает в роли простого исполнителя технической функции. Корректор, исправляющий орфографические и пунктуационные ошибки, только помогает автору устранить все не замеченные им в оригинале смысловые, логические, фактические и иные погрешности. Соавтором признается тот, результат труда которого является творческим, тот, кто создал своими действиями оригинальное и новое произведение, охраняемое нормами авторского законодательства. По этой причине не включаются в авторский коллектив лица, чья идея была положена в основу произведения, так же как и те, кто сообщил факты, нашедшие впоследствии отражение в произведении. Ведь ни идеи, ни факты не являются объектами авторского права. В последнее время на прилавках книжных магазинов все чаще стали появляться мемуары, записки, воспоминания известных личностей: политиков, актеров, режиссеров. Не всегда такие произведения написаны названными субъектами самостоятельно. Бывают случаи, когда одно физическое лицо осуществляет записи воспоминаний другого лица и издает их затем в качестве мемуаров последнего. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли признать таких лиц соавторами? Думается, все зависит от конкретных обстоятельств и ситуации. Допустим, что повествователь лишь извещает писателя об определенных фактах своей биографии, которые писатель самостоятельно облекает в художественную форму, используя свойственные ему художественные приемы и средства выражения речи. Писатель может также придать системность повествованию, собирая разрозненные воспоминания в единое произведение. В данном примере право авторства будет принадлежать писателю, творческим трудом которого были созданы мемуары. Повествователь выступает здесь лишь как информатор об отдельных эпизодах своей жизни. Совсем другая ситуация складывается, если функция лица, записывающего со слов повествователя его биографию, сводится к простому стенографированию. Тогда отсутствует элемент творчества, а имеет место машинописная и редакторская работа. Право авторства на такое произведение приобретает сам повествователь, а другое лицо лишь оказывает ему техническое содействие. Возможен и третий вариант, когда авторские права возникнут и у повествователя, и у писателя. Если каждый из них внес свой творческий вклад в создание воспоминаний, участвовал в придании последним художественной формы, имеются основания говорить о соавторстве. В приведенных примерах основным критерием отграничения автора от простого исполнителя поручений последнего является творческий вклад каждого из них в создание произведения. Интересно, что уже в середине XIX в. возникали судебные споры об авторстве на произведения, созданные в результате записи речей видных деятелей и их письменного пересказа. Так, в 1868 г. Сенат рассматривал спор о том, являются ли отчеты о судебных заседаниях объектом авторского права. Издатель газеты "Сын Отечества" Старчевский перепечатал из Санкт-Петербургских ведомостей много статей, озаглавленных "Сцены у мировых судей". Автор этих статей, Никитин, предъявил иск о контрафакции. Ответчик полагал, что перепечатанные им статьи являются простым стенографическим отчетом, результатом механического труда записывания того, что происходило в судебном заседании. Петербургская судебная палата не согласилась с доводами ответчика и установила, что "Сцены у мировых судей" выражали собственную позицию автора и имели характер рассказа, в котором действующими лицами были представлены участники процесса. Окружной суд и Сенат подтвердили выводы судебной палаты и неофициальные отчеты о судебных заседаниях были признаны объектом авторского права лица, составившего их <4>. -------------------------------- <4> См.: Чупова М. Авторские права на литературные произведения // СПС "Гарант".
В-третьих, характерным признаком соавторства является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. Следует иметь в виду, что совместный творческий труд вовсе не означает коллективную работу всех авторов сообща в конкретном месте и в установленное время, хотя и не отрицает такую возможность. Важно не то, каким образом осуществлялось взаимодействие авторов в процессе создания коллективного произведения (посредством тесного личного сотрудничества, обмена электронными письмами, ограничивалось только согласованием структуры и формы изложения материала), а важно существование изначальной направленности на создание единого произведения. А. П. Сергеев указывает, что "коллективное произведение не может быть создано в результате простого механического соединения произведений отдельных авторов. Необходима такая взаимная увязка их формы и содержания, чтобы они воспринимались публикой как единое произведение. Иными словами, изменение или изъятие какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невозможность использования произведения как единого целого" <5>. -------------------------------- <5> Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М., 1999. С. 34.
Здесь возникает дилемма: признавать ли соавторами художника иллюстраций к тексту чужого произведения литературы и лицо, написавшее такое произведение? Не вызывает сомнений факт охраны авторским правом произведений как первого, так и второго. При этом любое из этих произведений имеет самостоятельное значение, а рассмотрение каждого из них по отдельности никак не скажется на их правовой охране. Для разрешения возникшей проблемы необходимо выяснить сущность связи, установленной между двумя произведениями. Так, если говорить об иллюстрациях, схемах, чертежах, фотографиях, сопровождающихся пояснительным текстом, то, очевидно, имеем единое произведение, где рисунки создаются и компонуются в соответствии с пояснительным текстом, а пояснительный текст без иллюстрирующих его картинок теряет смысловую нагрузку. В условиях, когда иллюстрации и текст к ним - дело рук разных авторов, имеющих целью создать коллективное произведение, то этот совместный труд будет соавторством. В-четвертых, соавторство, как правило, возникает на основании соглашения о соавторстве. Гражданский кодекс не содержит такого вида договора. Он относится к разряду непоименованных. Предлагается понимать под таким договором соглашение двух или более лиц, в силу которого они принимают на себя взаимные обязательства по созданию коллективного произведения путем совместных творческих усилий. Договор о соавторстве может быть заключен в любой форме и на любой стадии работы над произведением. При этом такой договор должен не нарушать авторских прав и законных интересов третьих лиц. Само по себе соглашение о соавторстве не порождает соавторства. Для возникновения авторских прав на одно произведение у нескольких лиц необходимы непосредственное творческое участие в его создании, а также воплощенный в объективной форме творческий результат совместной деятельности. Более того, соглашение о соавторстве вообще не рассматривается в качестве юридического факта, в силу которого соавторство возникает. В силу закона соавторство на коллективное произведение может возникнуть и при отсутствии такого соглашения. Последнее направлено на урегулирование прав и обязанностей его участников (авторов), может содержать положения о распределении авторского вознаграждения, полномочия по использованию произведения в целом и отдельных его частей. Но правопорождающей природой авторское соглашение не обладает. Соавторство имеет свою специфику исчисления срока правовой охраны исключительных прав на коллективное произведение. Согласно ст. 1281 ГК РФ исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Данная статья корреспондирует с нормой ст. 7bis Бернской конвенции. Пункт 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. <6> уточняет, что данное положение применяется к произведению в целом независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение. -------------------------------- <6> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 8.
Таким образом, соавторство можно определить как права нескольких авторов на созданное ими в процессе совместной творческой деятельности произведение, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Результатом соавторства является совместное коллективное произведение, имеющее творческий характер.
Литература
1. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. 3-е изд., испр. и доп., электронное. М.: ОЛМА-Пресс, 2006. 2. Чупова М. Авторские права на литературные произведения // СПС "Гарант". 3. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М., 1999.
Название документа