В процессе приватизации в соответствии с договором, заключенным в марте 1994 г., комитет по управлению имуществом области передал заводу в управление жилой и нежилой фонд, при этом перехода права собственности на переданные объекты к заводу не произошло, о чем указано в договоре. Каков порядок применения налога на имущество? Правильно ли мы считаем, что с 1 января 1999 г. налог со стоимости имущества, переданного в доверительное управление, должен уплачиваться собственником имущества - учредителем управления?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 декабря 1999 г. N 04-05-06/90

В связи с Вашим запросом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Статьей 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации, т. е. определена норма допущения имущественной обособленности организации, согласно которой в системном бухгалтерском учете и бухгалтерском балансе организации может быть отражено лишь имущество, которое по законодательству признается его собственностью.

Все прочие материальные ценности, денежные средства должны учитываться на забалансовых счетах.

Постановка на баланс организации государственного или муниципального имущества согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (гл.19) может осуществляться лишь в случаях передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) установлено, что данным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Указанное имущество организации учитывается в бухгалтерском учете в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. ст.1012-1024 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Учет операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, с 1 января 1999 г. осуществляется в соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными Приказом Минфина России от 24.12.1998 N 68н.

При составлении бухгалтерской отчетности учредителя управления в нее включаются показатели отчетности, представленной доверительным управляющим, путем построчного суммирования аналогичных показателей. Представление бухгалтерской отчетности учредителем управления осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Учитывая изложенное, с 1 января 1999 г. налог со стоимости имущества, переданного в доверительное управление, уплачивается учредителем управления (собственником указанного имущества).

23.12.99 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.САЛИНА