Обязана ли организация - платежный агент сдавать в банк денежную наличность непосредственно в день ее инкассации?

Ответ: Учитывая отсутствие в судебной практике единой позиции по данному вопросу, организации - платежному агенту во избежание претензий со стороны проверяющих необходимо сдавать в банк денежную наличность непосредственно в день ее инкассации.

Если организация все-таки решит не соблюдать данный порядок, правомерность своих действий ей предстоит доказывать в суде при возникновении претензий проверяющих.

Обоснование: В соответствии с ч. 15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Следовательно, Закон N 103-ФЗ обязывает организацию - платежного агента сдавать в банк денежную наличность, однако не указывает на срок, в течение которого эта обязанность должна быть исполнена.

Согласно п. 1.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П), юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с Приложением к Положению N 373-П.

Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ, банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности (наличные деньги, принятые платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом)).

В силу п. 1.4 Положения N 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с п. п. 1.2 и 1.3 Положения N 373-П лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).

Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.

Положения п. 1.4 Положения N 373-П устанавливают обязанность организации - платежного агента сдавать в банк денежную наличность, однако не указывают срок, в течение которого эта обязанность должна быть исполнена.

Следовательно, можно прийти к выводу, что обязанность сдавать в банк денежную наличность непосредственно в день ее инкассации для организации - платежного агента не установлена.

В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 N А75-7774/2012 суд разъяснил, что положения Закона N 103-ФЗ не устанавливают срока сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для их зачисления на специальный банковский счет.

Не содержит сроков сдачи в банк денежной наличности и Положение N 373-П.

Отсутствуют в Положении N 373-П и нормы, предписывающие сдавать в банк денежную наличность, полученную платежным агентом, непосредственно в день ее инкассации.

Пункт 1.3 Положения N 373-П фактически предоставляет возможность накопления денежных средств, поскольку деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита остатка наличных денег.

Суд пришел к выводу, что, привлекая предпринимателя к ответственности по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несдачу наличных денежных средств в день инкассации, налоговый орган не указал нормативные правовые акты, предписывающие сдавать в банк денежную наличность, полученную платежным агентом, непосредственно в день ее инкассации.

Аналогичные выводы изложены, в частности, в Постановлениях Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 N А75-7793/2012 и от 27.02.2013 N А75-7682/2012.

Однако в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 N А55-23414/2012 изложена противоположная позиция по данному вопросу. Суд разъяснил, что обязанность у платежного агента (субагента) по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет наступает в день получения наличных денежных денег при инкассации платежных терминалов.

Таким образом, позиции судов по вопросу об обязанности сдавать наличные денежные средства, полученные платежным агентом, в банк в день инкассации терминалов различны. Срок сдачи наличности в банк платежными агентами не установлен. В рассматриваемой ситуации организация - платежный агент должна самостоятельно принять решение о сроках сдачи наличности в банк. Для избежания судебных разбирательств полученные платежным агентом денежные средства необходимо сдавать в банк в день инкассации.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

31.07.2013