Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 утверждены Правила оказания услуг общепита, в соответствии с которыми деятельность предприятия общепита рассматривается как оказание потребителю услуг общепита по возмездному договору

В соответствии со ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Из вышеуказанных обстоятельств следует, что налогооблагаемая база по налогу на пользователей автодорог у предприятий общепита определяется как выручка от реализации услуг общепита. При этом стоимость приобретаемого сырья и материалов, используемых при оказании услуг общепита, не включается в выручку от реализации услуг применительно к налогу на пользователей автодорог.

В соответствии со ст.773 ГК РФ, если работа по договору бытового подряда выполняется из материала подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части. Из этого следует, что оплата материалов не включается в стоимость услуг, а оплачивается заказчиком отдельно при заключении договора.

Кроме того, выручку от реализации услуг общественного питания следует понимать как выручку от реализации собственных услуг. Определение объекта налогообложения как выручки от реализации продукции в данном случае неправомерно.

Поэтому Инструкция N 30 от 15.05.1995 нуждается во внесении дополнения в п.21 по налогооблагаемой базе предприятий общепита следующего содержания: предприятия общепита уплачивают налог от выручки, полученной от реализации собственных услуг. При этом стоимость приобретаемого сырья и материалов, используемых при оказании услуг общепита, не включается в выручку от реализации услуг. Верна ли наша позиция?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 декабря 1999 г. N 04-05-11/111

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

Согласно Закону Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом внесенных в него изменений и дополнений) объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализуемых в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.

При этом п.24 Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" предусмотрено, что сумма налога определяется на основании бухгалтерского учета и отчетности.

В бухгалтерском учете показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг), учитываемой на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", приводится по строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

В соответствии с действующими в настоящее время документами (ОКОНХ, ОКДП и т. п.) для организаций оказание услуг общественного питания является самостоятельным видом деятельности. Так, согласно ОКДП (код 5520209) деятельность организаций общественного питания относится к "Услугам, связанным с производством продукции общественного питания, прочие".

Учитывая, что вышеназванный Закон Российской Федерации установил в качестве объекта налогообложения по данному налогу сумму разницы между продажной и покупной ценами товара лишь для заготовительных, снабженческо - сбытовых и торговых организаций, она не распространяется на организации общественного питания.

Кроме того, является необоснованной ссылка на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. ст.733 и 779), поскольку согласно ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы гражданского законодательства не распространяются на нормы налогового законодательства, если иное не предусмотрено законодательством.

22.12.1999 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.САЛИНА