Считаем, что отмененное право предоставлять дополнительные льготы по федеральным налогам, в частности по налогу на прибыль, в пределах сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ, являлось важным инструментом воздействия на процессы, происходящие в экономике области, так как при предоставлении льготы органами государственной власти субъектов РФ учитываются особенности социально - экономического развития региона, более оперативно, чем предусмотрено федеральным законодательством, определяется эффективность предоставленной льготы

Возможно ли восстановить право субъектов Федерации устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 декабря 1999 г. N 04-02-02

Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.

В соответствии со ст. ст.72, 76 Конституции Российской Федерации принципы налогообложения и сборов являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей общие принципы построения налоговой системы, установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании общности и равенства налогообложения и сборов.

В соответствии со ст.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным, если определены налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период и другие обязательные элементы по этому налогу.

Налог на прибыль отнесен к федеральным налогам. В отношении федеральных налогов, исходя из принципов общности и справедливости, на всей территории Российской Федерации должен применяться общий налоговый режим.

Учитывая это, частью первой Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривается право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать льготы по федеральным налогам.

Согласно ст.7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 г. федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный указанным Законом, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

Таким образом, п.9 ст.6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организации", предусматривавший право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты, не подлежит применению с 1 января 1999 г.

Ранее установленные субъектами Российской Федерации дополнительные льготы по федеральным налогам должны быть отменены соответствующими нормативными правовыми актами законодательства субъектов Российской Федерации. В случае, если такой отмены не произошло, нормативные правовые акты законодательства субъектов Российской Федерации о предоставлении налоговых льгот, противоречащие порядку установления и использования льгот, установленному частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть на основании ст.6 Кодекса признаны в судебном порядке не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации о налогах и сборах и не подлежащими применению. К налогоплательщикам могут быть предъявлены налоговыми органами требования об уплате доначисленных налогов и пени при признании неправомерно примененной налоговой льготы.

16.12.1999 Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М. А.МОТОРИН