Завод топливной аппаратуры, ОАО, осуществляет реализацию своей продукции покупателю по так называемым ценам комплектации, утвержденным договором поставки. По данным ценам ЗАО осуществляет комплектацию двигателей. Аналогичная продукция основного производства ОАО поставляется прочим потребителям как запчасти, например запчасти для большегрузных автомобилей (МАЗов). Цена реализации запчастей существенно выше, чем цена комплектации. Причем имеется градация цены на запчасти в зависимости от формы оплаты

Должно ли ОАО для целей налогообложения по прибыли и НДС доводить результаты реализации до рыночной цены?

Торгово - промышленной палатой дана рыночная цена, которая отличается от вышеуказанных.

Являются ли в данном случае экономические (коммерческие) условия для разных потребителей продукции (продукции для комплектации двигателей, продукции для запчастей) сопоставимыми, как определяет п.4 ст.40 части первой НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 декабря 1999 г. N 04-02-05/1

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо ОАО и по существу вопроса сообщает следующее.

Согласно ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.

Когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночных цен, т. е. сложившихся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночной ценой товара (работ, услуг) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Если завод топливной аппаратуры реализует одну и ту же продукцию в данном регионе (в данном случае - запасные части в виде топливной аппаратуры) в соответствии с заключенными договорами поставки в одном случае - по ценам комплектации как комплектующие поставки к двигателям, т. е. фактически ниже рыночных цен, указанных Торгово - промышленной палатой; в другом случае - по договорным ценам как запасные части к большегрузным автомобилям, т. е. фактически выше рыночных цен, указанных Торгово - промышленной палатой, то в соответствии с нормами ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации необходимо экономически обосновать, чем традиционно вызван данный разброс цен при реализации поставщиком одной и той же продукции разным потребителям.

Что касается вопроса о том, какие экономические (коммерческие) условия для разных потребителей являются сопоставимыми, то в этом случае следует исходить из норм п.9 ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

По нашему мнению, при определении цены товара (работ, услуг) в целях налогообложения форма оплаты за товары (работу, услуги) не должна влиять на цену товара (работ, услуг).

16.12.1999 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ