Зарегистрировано ли в Минюсте РФ и обязательно ли для исполнения Письмо Госналогслужбы РФ от 20.03.1997 N ВЗ-2-03/260? Порядок оформления счетов - фактур, изложенный в этом Письме, на наш взгляд, противоречит Инструкции ГНС РФ N 39 и лишает арендатора права на зачет сумм НДС, уплаченных при аренде государственного имущества

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: В соответствии с п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Указанное Письмо Госналогслужбы РФ от 20.03.1997 N ВЗ-2-03/260 "О применении счетов - фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества" в настоящее время не может быть зарегистрировано Министерством юстиции РФ, т. к. издано в форме письма, что не допускается Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, ред. от 11.02.1999).

Таким образом, данное Письмо не является актом, обязательным для применения и исполнения.

Однако с замечанием о том, что порядок оформления счетов - фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества, изложенный в этом Письме, лишает арендатора права на возмещение налога на добавленную стоимость, перечисленного в бюджет с сумм арендной платы, нельзя согласиться.

Порядок перечисления в бюджет арендной платы за аренду государственного и муниципального имущества установлен Письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.1993 N N 143, ЮУ-4-15/194н "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы", зарегистрированным в Минюсте России 23.12.1993 N 441.

Учитывая, что указанная арендная плата не освобождается от налога на добавленную стоимость, в договорах аренды между арендодателями государственного или муниципального имущества - соответствующими комитетами по имуществу и арендаторами арендный платеж указывается с учетом налога на добавленную стоимость.

Поэтому в порядке, предусмотренном вышеуказанным Письмом, арендатор рассчитывается с бюджетом и по налогу на добавленную стоимость, начисленному по ставке в размере 20 процентов от суммы арендной платы. При этом налог на добавленную стоимость арендатором должен перечисляться на соответствующий раздел и параграф (на раздел 21 "Налог на добавленную стоимость" Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации).

При отнесении в установленном порядке арендатором государственного или муниципального имущества вышеуказанной арендной платы на издержки производства и обращения сумма налога на добавленную стоимость, перечисленная в бюджет, подлежит зачету (возмещению из бюджета) в общеустановленном порядке (в соответствии с п.19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39).

Арендаторы государственного и муниципального имущества начисление, перечисление в бюджет и возмещение (зачет) сумм налога на добавленную стоимость по арендной плате отражают на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Д 19 - К 68 - начислен НДС по арендной плате;

Д 68 - К 51 - перечислен в бюджет НДС по арендной плате;

Д 68 - К 19 - принят к зачету (возмещению) из бюджета НДС по арендной плате.

Указанный порядок возмещения (зачета) налога на добавленную стоимость по оплате аренды государственного и муниципального имущества подтверждался Министерством финансов РФ в Письме от 4 августа 1998 г. N 04-03-11.

07.12.1999 Т. А.Ашомко

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета