Федеральный закон от 31.07.1998 N 150-ФЗ, вводящий налог с продаж, в отличие от Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ, вводящего налог на вмененный доход, не содержит указания о неприменении льготы, предоставленной субъектам малого предпринимательства абз.2 п.1 ст.9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Имеет ли право индивидуальный предприниматель, воспользовавшись этой льготой, не уплачивать налог с продаж, т. к. его введение создает менее благоприятные условия для предпринимателя по сравнению с ранее действовавшими?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Действительно, ст.9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ предусмотрено, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Однако указанная статья также предусматривает, что порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.

В соответствии со ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов.

Под льготой согласно ст.56 НК РФ следует понимать предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Из вышесказанного, по нашему мнению, следует, что положения абз.2 п.1 ст.9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ нельзя рассматривать как льготу, предоставляемую налогоплательщику. При этом необходимо учитывать, что Закон N 88-ФЗ не входит в систему налогового законодательства.

Таким образом, установление льготного режима налогообложения для какой-либо категории плательщиков возможно только путем внесения изменений в налоговое законодательство. Федеральный закон от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не предусматривает льгот для субъектов малого предпринимательства, следовательно, нормы ст.9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в данном случае неприменимы.

Кроме того, при введении налога с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации отменяется целый ряд местных налогов и сборов, поэтому справедливость утверждения о создании менее благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства сомнительна.

07.12.1999 О. Г.Хмелевской

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета