Наша организация занимается оптовой торговлей продуктами питания. Поставщик одного из продуктов на определенный срок дает нам право работать под его торговой маркой, за что мы ежемесячно перечисляем ему вознаграждение. Можно ли рассматривать такие платежи поставщику как аренду нематериального актива, стоящего у него на балансе, и ставить эти затраты на издержки обращения?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: В соответствии со ст.607 Гражданского кодекса РФ в аренду могут быть переданы только такие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Согласно ст. ст.128, 138 ГК РФ средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.) являются не вещами, а объектами исключительных прав.
Таким образом, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания не могут выступать в качестве объекта договора аренды.
Исходя из информации, содержащейся в тексте вопроса, однозначно квалифицировать заключенный договор не представляется возможным, однако можно предположить, что в данном случае имеет место либо договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор.
Согласно ст.1027 по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т. д.
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
В соответствии со ст.26 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" по лицензионному договору может быть предоставлено право на использование товарного знака (знака обслуживания) владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату).
Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Поскольку оба этих договора предполагают предоставление права пользования принадлежащими правообладателю объектами исключительных прав, они имеют ряд общих черт. От договоров лицензирования коммерческую концессию отличает то, что последняя предусматривает передачу в пользование не только товарного знака, а всего комплекса исключительных прав, составляющих предмет договора, - право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, право на охраняемую коммерческую информацию ("ноу - хау"), а также на другие объекты исключительных прав (в частности, права на товарный знак или знак обслуживания). Кроме того, по договору коммерческой концессии правообладатель обязан проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав (ст.1031 ГК РФ).
Полагаем, что воспользовавшись приведенными положениями нормативных актов и проанализировав текст договора, организация сможет правильно определить вид заключенного договора.
При отнесении периодических лицензионных платежей на затраты организации следует руководствоваться п.3.2 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 12.11.1996 N 97), согласно которому такие платежи включаются в издержки производства (обращения) по элементу "Прочие затраты". Стоимостная оценка права пользования товарным знаком отражается за балансом без начисления амортизации.
При этом, на наш взгляд, сходство правового регулирования лицензионных договоров и договоров коммерческой концессии позволяет применять к последним те самые же правила бухгалтерского учета, которые изложены в вышеуказанном документе.
07.12.1999 Т. А.Ашомко
Центр исследований
проблем налогообложения
и бухгалтерского учета