Предприятие 1 заключило с предприятием 2 договор на товарообменные операции, где были зафиксированы цены, действующие на момент заключения сделки, причем предприятие 2 сразу же осуществило поставку материалов в адрес предприятия 1. Предприятие 1 смогло осуществить поставку ТМЦ спустя 6 месяцев в адрес предприятия 2 по ценам, указанным в договоре, хотя на момент поставки действующие цены на предприятии 1 увеличились более чем на 20% по сравнению с ценами, указанными в договоре

Следует ли предприятию 1 корректировать налогооблагаемую базу исходя из рыночных цен?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 декабря 1999 г. N 04-00-11

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо об определении цены товаров и сообщает следующее.

В приведенном в письме примере стороны договора (предприятие 1 и предприятие 2) выполнили свои обязательства в соответствии с заключенным ими договором мены. В соответствии с условиями договора через 6 месяцев после его заключения предприятие 1 в обмен на принятые ранее от предприятия 2 товары передало ему товары, оцененные при заключении договора по ценам, применяемым предприятием 1 на момент заключения договора.

В целях осуществления контроля за полнотой исчисления налогов налоговый орган вправе в соответствии с пп.2 п.2 и п.3 ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации проверить правильность применения цены при осуществлении товарообменной операции. В случае, если указанная цена отклоняется в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от действующей в соответствующий период рыночной цены идентичных (однородных) товаров, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары. При определении рыночной цены в соответствии с указанной статьей Кодекса налоговый орган должен учитывать обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки, в т. ч. вызванные колебаниями потребительского спроса на товары, потерей товарами качества или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров и маркетинговой политикой.

В рассматриваемом примере, если примененные предприятиями цены товаров отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от действующих в соответствующий период рыночных цен идентичных (однородных) товаров, при исчислении налоговой базы и суммы налога предприятиям следует учитывать рыночные цены, если иное не предусмотрено ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

02.12.1999 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ