Возможно ли освободить налогоплательщиков от составления счетов - фактур при реализации печатной продукции, освобожденной от НДС, и внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ N 914 от 29.07.1996 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по НДС"? Введение такого порядка позволило бы снизить непроизводственные расходы и конечные цены реализации

Согласно Письму Минфина России от 05.11.1997 N 04-03-07 реализация продукции СМИ и книжной продукции в государства СНГ облагается НДС. Не противоречит ли это налоговому законодательству в связи с подписанием главами государств - участников СНГ 02.04.1999 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994?

Включаются ли в состав себестоимости затраты предприятий по списанию морально устаревших периодических печатных изданий?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 ноября 1999 г. N 04-03-07

В связи с Вашими письмами по вопросам оформления счетов - фактур, о порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации продукции средств массовой информации в государства СНГ и об учете морально устаревших печатных изданий Минфин России сообщает.

Согласно действующему Порядку составления счетов - фактур, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1996 г. N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 108), плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета - фактуры при реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых этим налогом. Исключение из действующего порядка в части освобождения от оформления счетов - фактур по операциям, не облагаемым налогом на добавленную стоимость, предусмотрено только для банков и кредитных организаций. В связи с этим поддержать Вашу просьбу об освобождении от составления счетов - фактур организаций, реализующих печатную продукцию, не облагаемую налогом на добавленную стоимость, не представляется возможным.

Одновременно следует отметить, что в соответствии Федеральным законом от 16 ноября 1998 г. N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" льгота по средствам массовой информации, связанным с образованием, наукой и культурой, установлена до 1 января 2002 г. и в проекте второй части Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой в первом чтении, данная льгота не предусмотрена.

Что касается порядка расчетов с хозяйствующими субъектами государств СНГ, то согласно п.2 ст.10 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ, могут устанавливаться межгосударственным соглашением Российской Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств - сторон соглашения.

В связи с отсутствием соглашений Российской Федерации о порядке взимания налога на добавленную стоимость с другими государствами - участниками СНГ и в соответствии с п.17 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) расчеты между хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, при реализации продукции средств массовой информации и книжной продукции в государства СНГ применять льготу по налогу на добавленную стоимость, действующую на территории Российской Федерации, оснований не имеется. В связи с этим Письмо от 5 ноября 1997 г. N 04-03-07, которое Вы упоминаете, налоговому законодательству не противоречит. При этом отмечаем, что ст.17 Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., подписанного главами государств - участников СНГ 2 апреля 1999 г., в данное Соглашение включена ст.8а, которой предусмотрено обложение налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке всех товаров (работ, услуг), экспортируемых с таможенной территории одной договаривающейся стороны на таможенную территорию другой договаривающейся стороны, или освобождение от этого налога экспортируемых товаров (работ, услуг). Данные нормы в установленном порядке будут применяться после ратификации указанного Протокола.

По вопросу включения в состав себестоимости затрат предприятий по списанию морально устаревших периодических печатных изданий сообщаем.

При определении состава затрат, включаемых в себестоимость издательской продукции, следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с учетом изменений и дополнений), и разработанной на его основе отраслевой инструкцией. Так, в себестоимость издательской продукции включаются все затраты по выпуску и реализации готовой продукции. Стоимость нереализованной части тиража, оформленной на списание в соответствующем порядке из-за отсутствия спроса, не формирует выручку от реализации и, следовательно, по правилам бухгалтерского учета уменьшает результаты деятельности организации при их определении. При этом в соответствии с п.15 указанного Положения для целей налогообложения принятие данного убытка не предусмотрено.

23.11.1999 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ