В соответствии со ст.1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) органы государственной власти субъектов РФ обладали правом предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, в том числе по федеральным налогам, в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты

Данное положение также закреплено в Законе РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" (п.2 ст.5, п.5 ст.7).

Согласно ст.3 НК РФ, введенного в действие с 01.01.1999, федеральные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются Кодексом. Следовательно, НК РФ не предоставлено право органам государственной власти субъектов РФ устанавливать дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам.

В связи с этим просим разъяснить, вправе ли органы государственной власти субъектов РФ устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогам в дорожные фонды после 01.01.1999, учитывая, что изменения в Закон "О дорожных фондах в РФ" в соответствии с НК РФ до сих пор не внесены?

Ответ: Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии с пп."м" п.1 ст.19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) к федеральным налогам относятся налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

Согласно п.5 ст.19 вышеназванного Закона федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

В соответствии с п.1 ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Пунктом 2 ст.5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации дано право с учетом местных условий повышать (понижать) ставку налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.

В соответствии с п.5 ст.6 вышеназванного Закона увеличение ставки налога с владельцев транспортных средств относительно установленных Законом, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.5 ст.7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право полного освобождения отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств или понижения его размера.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять льготы отдельным категориям плательщиков налогов с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств, а также устанавливать ставку налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, предусмотренные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", и после вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

19.11.1999 А. В.Балесная

Советник налоговой службы

III ранга