Каков порядок оформления счетов - фактур и ведения книги продаж при получении авансовых платежей строительной организацией в счет предстоящего выполнения работ? Можно ли упростить порядок ведения книги продаж, учитывая, что к нам ежемесячно приходят авансы от большого количества заказчиков?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 ноября 1999 г. N 04-03-11
В связи с Вашим вопросом о порядке оформления счетов - фактур при получении авансовых платежей в счет предстоящего выполнения работ Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" в оборот, облагаемый этим налогом, включаются любые получаемые предприятием денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, работ и услуг. В связи с этим суммы авансовых платежей, полученные в счет предстоящего выполнения работ, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Согласно п.13 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 1996 г. N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) получение денежных средств в виде предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) оформляется поставщиком составлением счетов - фактур и соответствующими записями в книге продаж. При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) под полученную предоплату (аванс) в книге продаж делается запись, уменьшающая сумму ранее оформленного налога по этой предоплате (авансу) с соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный период, в котором произведена отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг).
Учитывая изложенное, но нашему мнению, при наличии данных по суммам полученных авансовых платежей по каждому заказчику для целей ведения книги продаж в Вашем случае сумма всех авансовых платежей, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость в отчетном периоде, может указываться одной строкой. По мере фактического выполнения работ отражение оформленных по ним счетов - фактур в книге продаж должно производиться для целей налогообложения в хронологическом порядке по каждому заказчику отдельно. При этом запись, уменьшающая сумму налога, ранее уплаченного по предоплатам (авансам), может производиться в книге продаж одной строкой.
18.11.1999 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н. А.КОМОВА