Возможна ли отмена подоходного налога субъектами РФ в части, поступающей в бюджет субъекта, в отношении благотворительной материальной помощи, оказываемой общественными организациями инвалидов войны инвалидам войны и родителям погибших военнослужащих? Действует ли в настоящее время областной закон 1996 г. о предоставлении дополнительных льгот по подоходному налогу с физлиц? Возможно ли освобождение от земельного налога общественных организаций инвалидов войны с внесением необходимых изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю"?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 1999 г. N 04-04-06
Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями) не облагаются подоходным налогом суммы материальной помощи независимо от ее размера, оказываемой физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или ущерба их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, органов местного самоуправления, иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации правительственными и неправительственными межгосударственными организациями. Не облагаются подоходным налогом суммы оказываемой в других случаях материальной помощи в пределах двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а также стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг (не превышающая размера двенадцатикратной минимальной заработной платы).
Согласно положениям части первой Налогового кодекса Российской Федерации льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Кодексом, по региональным налогам и сборам - законами субъектов Российской Федерации, по местным налогам и сборам - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления не предоставлены права по установлению налоговых льгот в части сумм федеральных налогов и сборов, поступающих соответственно в региональные и местные бюджеты.
Однако в соответствии со ст.8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" данный порядок распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, областной закон о предоставлении дополнительных льгот по подоходному налогу с физических лиц в настоящее время является действующим.
Что касается уплаты земельного налога, ст.13 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что в 1999 г. 30 процентов земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляется в федеральный бюджет. В бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты зачисляется соответственно 20 и 50 процентов.
При этом предоставление общественным организациям инвалидов льгот по земельному налогу на федеральном уровне потребует возмещения территориальным бюджетам выпадающих доходов из федерального бюджета. Средства на такое возмещение не предусмотрены и в условиях сложившегося бюджетного дефицита фактически отсутствуют. Статьей 110 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты, влекущие сокращение доходной базы, реализуются и применяются только при наличии дополнительных поступлений в федеральный бюджет и (или) при сокращении расходов по конкретным статьям федерального бюджета на 1999 г., а также после внесения изменений в данный Федеральный закон.
Поскольку компенсационные источники выпадающих доходов бюджета отсутствуют, предоставить льготу по земельному налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, также не представляется возможным.
Учитывая изложенное, а также то, что основным направлением в налоговой политике является сокращение налоговых льгот, предоставляемых на федеральном уровне, предложение по внесению изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", касающееся освобождения от земельного налога общественных организаций инвалидов войны, не может быть поддержано.
10.11.1999 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А. И.КОСОЛАПОВ