Главой 9 НК РФ, определяющей порядок изменения срока уплаты налога, не предусмотрен случай, когда заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита, инвестиционного налогового кредита подается после наступления срока уплаты налога
Возможно ли изменение срока уплаты налога, который наступил на момент предъявления заявления о переносе этого срока, и вправе ли налоговый орган обжаловать или не исполнять решения финансового органа об изменении срока уплаты налога?
Ответ: Неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок само по себе не исключает возможность изменения этого срока, если до подачи заявления налогоплательщиком (плательщиком сборов) не наступили обстоятельства, предусмотренные п.1 ст.62 Налогового кодекса Российской Федерации. Возможность предъявления заявления об изменении срока уплаты налога допускается также по смыслу п.3 ст.75 Кодекса, согласно которому подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита, инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Согласно п.8 ст.64 и п.4 ст.65 Кодекса при предоставлении отсрочки или рассрочки, налогового кредита пени включаются в сумму задолженности, срок уплаты которой подлежит изменению.
Ситуации, при которых заявление может быть подано после наступления срока уплаты налога, могут возникать, в частности, при неоплате организации выполненного ею государственного заказа или задержке финансирования из бюджета. Поскольку условия предоставления отсрочки (рассрочки), налогового кредита могут предусматривать в том числе и погашение задолженности однократно в любой момент нового срока, решение об изменении срока уплаты налога в указанных формах может быть принято в пределах всего этого срока с учетом того, что финансовый орган должен иметь возможность при наличии оснований, предусмотренных ст.68 Кодекса, принять решение о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки), налогового кредита. Что касается инвестиционного налогового кредита, то по смыслу п.2 ст.66 Кодекса принятие соответствующего решения и заключение договора должны состояться до окончания первого отчетного периода, с которого начинается накопление кредита.
Общая накопленная задолженность по всем федеральным налогам и сборам, пеням и штрафам может быть урегулирована путем ее реструктуризации на основании бюджетного законодательства в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, если организация таким правом не воспользовалась в соответствии с ранее принятыми правовыми актами. При этом возможно сочетание переноса уплаты налогов по наступившим или будущим срокам и реструктуризация задолженности на 1 число месяца подачи заявления на основании соответственно решений финансовых и налоговых органов.
Права налоговых органов в отношениях, которые в соответствии со ст.2 Кодекса подлежат регулированию законодательством о налогах и сборах, предусмотрены исключительно Кодексом. Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено обжалование или неисполнение налоговым органом решения об изменении срока уплаты налога. На основании указанного решения налоговый орган обязан в соответствии со ст.71 Кодекса направить налогоплательщику уточненное требование об уплате налога.
09.11.1999 В. П.Карноухов
Советник налоговой службы
I ранга