Численность работников организации более 50 человек, поэтому она, во исполнение ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), представляет отчетность в территориальный орган ПФР в электронном виде

Отчетность за II квартал 2013 г. организации нужно представить не позднее 15 августа 2013 г. (ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Однако 14 августа 2013 г. в программе, с помощью которой формируется и отправляется отчетность, произошел технический сбой. Ожидается, что программа будет восстановлена не ранее чем 16 августа 2013 г., то есть уже после истечения срока представления отчетности.

Вправе ли организация из-за технического сбоя в программе представить отчетность в бумажном виде? Если вправе, то оштрафуют ли организацию за несвоевременное представление отчетности в электронном виде? Есть ли смысл приложить к бумажной отчетности письменные обоснования причин несоблюдения формы отчетности?

Ответ: Организация вправе представить отчетность в ПФР в бумажном виде из-за технического сбоя в программе, с помощью которой формируется и отправляется отчетность, а должностные лица контролирующих органов обязаны такую отчетность принять. При этом организацию могут оштрафовать за несоблюдение порядка представления отчетности на 200 руб. Штраф за несвоевременное представление отчетности в электронном виде, на наш взгляд, будет незаконным.

Прикладывать письменные объяснения к бумажной отчетности, по нашему мнению, необязательно. Однако, если спор с территориальным органом ПФР, связанный с техническим сбоем, дойдет до суда, то не исключено, что организации потребуется представить подтверждение технического сбоя от оператора связи.

Обоснование: Организации, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в территориальный орган ПФР по установленным форматам в форме электронных документов (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Отчетность во внебюджетные фонды должна быть представлена не позднее 15 августа 2013 г. (ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

При этом непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).

Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).

Следовательно, если из-за технического сбоя организация представит отчетность на бумажном носителе, то она может быть оштрафована на основании ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ на 200 руб. Если же из-за сбоя отчетность вообще не будет представлена в установленный срок, то штраф за несвоевременное представление будет рассчитываться уже в процентном соотношении от суммы, подлежащей уплате на основании ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ.

При этом заметим, что законодательство РФ не запрещает представлять отчетность на бумажном носителе, если в организации работает более 50 человек. Следовательно, организация вправе представить отчетность на бумажном носителе, а должностные лица территориального органа ПФР, на наш взгляд, обязаны ее принять. Однако следует иметь в виду, что на практике случается, что организация в связи с техническим сбоем пытается представить отчетность на бумажном носителе, а контролирующие органы такую отчетность не принимают (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 21.05.2012 по делу N А40-12200/11-144-121).

При этом судьи не раз подтверждали, что отказывать в приеме отчетности на бумаге контролирующие органы не вправе, даже если организация обязана отчитываться в электронном виде (Постановления Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 N 11500/08, ФАС Московского округа от 30.07.2009 N КА-А40/7190-09 по делу N А40-88786/08-99-360).

Чтобы избежать разногласий с должностными лицами контролирующих органов о порядке представления отчетности, организация может, к примеру, отправить отчетность на бумажном носителе по почте. Это не запрещено. Более того, судьи считают, что в таком случае ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, не наступает (Постановление ФАС Московского округа от 07.06.2013 по делу N А40-101617/12-99-530).

При этом полагаем целесообразным учитывать, что, если спор с контролирующими органами дойдет до суда, возможно, для подтверждения технического сбоя потребуются пояснения оператора связи (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2013 по делу N А12-16329/2012) или подтверждающее письмо (например, Постановление ФАС Уральского округа от 11.07.2012 N Ф09-5665/12 по делу N А76-20172/2011).

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

29.07.2013