Предприниматель, занимающийся оптовой торгово - закупочной деятельностью, построил здание, которое использует под склад, второе здание, арендованное им у другого индивидуального предпринимателя на возмездной основе, использует также под складские помещения. Как следует списывать затраты по сооружению первого здания и аренде второго здания?
Ответ: Налогообложение доходов физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), производится в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в него).
На основании пп."д" п.6 ст.3 названного законодательного акта в состав расходов индивидуального предпринимателя включаются суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от предпринимательской деятельности.
Из положений п.42 Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" следует, что в состав расходов индивидуальных предпринимателей включаются следующие затраты по элементам: материальные затраты, амортизационные отчисления, износ нематериальных активов, затраты на оплату труда, прочие затраты. Данным пунктом Инструкции также предусмотрено, что формирование затрат индивидуальных предпринимателей осуществляется применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552.
В случае сооружения зданий и иных строений, являющихся объектами основных средств и используемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в состав расходов индивидуального предпринимателя включаются фактические затраты по их сооружению в размере амортизационных отчислений.
В целях правильного начисления амортизационных отчислений индивидуальным предпринимателям целесообразно руководствоваться следующими нормативными документами: Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным Приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н.
Из указанных нормативных актов следует, что основные средства (включая здания), используемые в процессе осуществления деятельности, учитываются по их первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретение на основании подтверждающих эти расходы документов (счетов, платежных документов, товарных чеков, накладных и т. д.). Начисление амортизации производится по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию, и начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим основным фондам - прекращается с первого числа месяца, следующего за их выбытием.
Начисление амортизационных отчислений производится до полного погашения стоимости этого объекта либо в связи с прекращением права собственности или иного вещного права, а также в связи с прекращением деятельности.
Не производится начисление амортизационных отчислений в следующих случаях:
по объектам основных средств, по которым истек срок полезного использования;
по объектам основных средств, по которым отсутствуют фактические затраты;
по объектам основных средств, переведенным на консервацию, пришедшим в негодность, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам.
Однако при определении размера амортизации следует учитывать, что согласно пп."х" п.2 вышеуказанного Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 05.08.1992 N 552, амортизационные отчисления по основным средствам определяются по нормам, утвержденным в установленном порядке. Поэтому для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам следует производить от первоначальной стоимости по Единым нормам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072, поскольку в настоящее время иные нормы амортизационных отчислений законодательством не предусмотрены.
Что касается арендованного индивидуальным предпринимателем здания, то по этому объекту основных средств в состав расходов должны включаться фактически произведенные затраты, связанные с их арендой, а именно уплаченные арендные платежи.
05.11.1999 В. М.Акимова
Государственный советник
налоговой службы III ранга