1. Правомерно ли прекращение начисления курсовой разницы по валютному счету организацией - клиентом банка, у которого отозвана лицензия в связи с началом процедуры банкротства, в момент отзыва лицензии? Может ли организация отражать средства, находящиеся на этом валютном счете, по курсу на дату отзыва лицензии на счете "Расчеты по претензиям"?

2. Правомерно ли организации, имеющей дебиторскую задолженность, выраженную в иностранной валюте, за организацией - банкротом (не банком), учитывать указанную задолженность в сумме, установленной внешним управляющим, без переоценки этой задолженности?

3. Следует ли считать долгом, нереальным для взыскания, задолженность, по которой от ликвидационной комиссии получено уведомление о том, что сформированная конкурсная масса является недостаточной для удовлетворения требований организации? Каковы критерии отнесения задолженности к долгам, нереальным для взыскания?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 ноября 1999 г. N 04-02-04/1

Департамент налоговой политики по существу вопросов сообщает следующее.

1. В соответствии с нормами Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Положения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 02.04.1996 N 264, обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются на балансе кредитной организации и выплачиваются кредиторам в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.

Принимая во внимание, что положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и налоговое законодательство не содержат конкретных указаний по вопросу прекращения начисления курсовой разницы по валютному счету организации - клиента банка, у которого отозвана лицензия в связи с началом процедуры банкротства, Департамент налоговой политики и Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности приняли совместное решение, разрешающее некредитным организациям в бухгалтерском учете на дату отзыва лицензии у банка перевести рублевый эквивалент средств со счета 52 "Валютный счет" на счет 63 "Расчеты по претензиям".

Кроме того, такая позиция соответствует нормам части первой Налогового кодекса Российской Федерации и защищает интересы налогоплательщиков.

2. Не ясна ситуация, изложенная в вопросе.

Юридические лица - резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации, и осуществлять текущие валютные операции в порядке, установленном нормами Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".

В соответствии с п.4 ст.44 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" меры по обеспечению требований кредиторов действуют, соответственно, до момента введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, или до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, или до момента утверждения арбитражным судом мирового соглашения, или до момента принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом.

Следовательно, дебиторская задолженность организации, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу, установленному Банком России, на дату введения внешнего управления у организации - кредитора.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 все расчеты по сделкам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), совершаемым представителем (агентом, поверенным) от имени доверителя (принципала), осуществляются исключительно с расчетного счета доверителя. Не допускается зачисление представителем на свои счета доходов (вознаграждения) по указанным сделкам ранее зачисления выручки от указанных сделок на расчетный счет доверителя.

Агентские договоры (договоры комиссии) по сделкам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), совершаемым агентом (комиссионером) от своего имени, но в интересах и за счет принципала (комитента), должны предусматривать перечисление в течение трех банковских дней на расчетный счет принципала всего полученного агентом по этим сделкам, за исключением вознаграждения (в том числе дополнительного вознаграждения за делькредере), предусмотренного договором.

Агенту (поверенному, комиссионеру) не может поручаться исполнение юридических действий, вытекающих из правоотношений принципала (доверителя, комитента), регулируемых налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о труде.

3. Пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, регламентируется порядок списания задолженности, числящейся в бухгалтерском учете организации.

Для списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, необходимо провести инвентаризацию числящихся с истекшим сроком исковой давности сумм на счетах бухгалтерского учета, получить письменное подтверждение от дебитора о невозможности погашения задолженности, подготовить письменное обоснование списания по каждому долгу и приказ (распоряжение) руководителя организации. Только после принятия решения руководителем организации о списании задолженности может быть произведена соответствующая запись по кредиту счетов учета расчетов и дебету счета прибылей и убытков.

Как и прежде, списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом (на отдельном забалансовом счете) в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

02.11.1999 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ