Допустимые условия госконтракта на строительство объекта "под ключ"

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ДОПУСТИМЫЕ УСЛОВИЯ ГОСКОНТРАКТА НА СТРОИТЕЛЬСТВО

ОБЪЕКТА "ПОД КЛЮЧ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 11 апреля 2012 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

ВАС РФ признал недействующим письмо ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19713 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", по вопросу размещения заказа на строительство объекта "под ключ" (далее - письмо).

Данное письмо определяло, какое дополнительное оборудование заказчик может включить в предмет контракта на строительство объекта "под ключ", а какое - не может. В случае включения в один предмет торгов оборудования, не связанного с объектом строительства, в абз. 6 письма была предусмотрена ответственность в виде выдачи предписания об аннулировании результатов торгов.

Спор, рассмотренный ВАС РФ, возник в результате того, что заявитель посчитал письмо нормативным правовым актом, который затрагивает права и интересы хозяйствующих субъектов, хотя письмо не было зарегистрировано в установленном порядке и опубликовано. ФАС России в свою очередь не признавала письмо нормативным актом: оно, по мнению службы, повторяло нормы действующего законодательства, соответственно, необходимость в его регистрации и опубликовании отсутствовала.

ВАС РФ квалифицировал письмо в качестве нормативного акта по той причине, что в нем дается новое определение: оно устанавливает понятие "оборудование, неразрывно связанное с объектом строительства". Данное понятие не определено в иных нормативных актах, однако имеет существенное значение для хозяйствующих субъектов, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции [1] при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд запрещается включать в состав лотов продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную с предметом торгов.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов [2] ФАС России вправе выдавать предписания об устранении нарушений прав и законных интересов участников размещения заказов, в том числе предписания об аннулировании торгов. Однако в абз. 6 письма установлено, что включение в состав одного предмета торгов и строительных работ, и поставки (установки) оборудования, которое технологически и функционально не связано со строительно-монтажными работами, влечет выдачу предписания об аннулировании торгов.

ВАС РФ посчитал, что положения абз. 6 письма существенно ограничивают положения Закона о защите конкуренции и Закона о размещении заказов, а также затрагивают права и интересы хозяйствующих субъектов. Также он указал, что письмо содержит положения нормативного характера и рассчитано на многократное применение, а тот факт, что оно не было зарегистрировано и официально опубликовано, противоречит Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

ВАС РФ не рассматривал содержательную часть вопросов, рассмотренных в письме, а ограничился только ссылкой на несоблюдение порядка утверждения и опубликования нормативного акта.

Отметим, что в практике арбитражных судов встречается позиция, прямо противоположная положениям письма. Так, некоторые суды придерживались вывода, что предметом конкурса может быть не только оборудование, неразрывно связанное со строительством здания, но также и оборудование, необходимое для его эксплуатации по целевому назначению, например мебель и учебные тренажеры для учебных заведений (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.03.2011 по делу N А56-39119/2010) или медицинское оборудование для стационаров (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.03.2012 по делу N А33-4323/2011).

Документ:

Решение ВАС РФ от 29.03.2012 N ВАС-16112/11 "О признании недействующим письма Федеральной антимонопольной службы от 23.05.2011 N ИА/19713 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по вопросу размещения заказа на строительство объекта "под ключ".

Примечания:

[1] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

[2] Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

------------------------------------------------------------------

Название документа