К нашей организации дирекцией внебюджетного экологического фонда была применена санкция в виде безакцептного (бесспорного) списания средств после истечения срока внесения в указанный экофонд платежей за загрязнение природной среды. Дирекция мотивирует принятия данного решения тем, что Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" им предоставлено право бесспорного списания средств. Однако вызывает сомнение правомерность применения данной санкции именно дирекцией внебюджетного фонда, так как данная организация не относится к специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей природной среды. При этом даже налоговые органы применяют право бесспорного списания средств только по решению суда
Ответ: Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 N 2060-1 (в ред. Законов РФ от 21.02.1992 N 2397-1, от 02.06.1993 N 5076-1) предусмотрено, что предприятия вносят плату за загрязнение природной среды в бесспорном порядке (см. п.4 ст.20). При этом в данном Законе не указано, какие органы правомочны осуществлять списание средств со счетов предприятий при невнесении указанных платежей в бюджет и экологические фонды.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Госкомэкологии России. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке (см. п.9 Порядка, утвержденного данным Постановлением).
Дирекции внебюджетных экологических фондов не упомянуты в указанных выше нормативных актах и не вправе применять право бесспорного взыскания средств.
Применение же такого права самими территориальными государственными органами Госкомэкологии России тоже может быть оспорено в арбитражных судах по следующим основаниям.
Статьей 854 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.10.1997 N 133-ФЗ) предусмотрено, что без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Поскольку здесь имеется в виду специальное законодательство, регулирующее порядок списания средств, то нормы Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" в рассматриваемом случае, по нашему мнению, учитываться не должны. К этому следует добавить, что Федеральным законом от 05.05.1995 N 71-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признано утратившим силу с 01.07.1995 Положение о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.06.1992 N 3116-1, устанавливавшее бесспорный порядок списания кредитором признанных должником сумм по претензиям.
25.10.1999 В. В.Петрунин
Советник налоговой службы
I ранга