Действующими нормативными актами предусмотрено поквартальное внесение двух видов платежей за загрязнение природной среды: за плановый и фактический объемы выбросов (сбросов) вредных веществ. Практика показывает, что природопользователи в представляемых в налоговые органы расчетах за фактическое загрязнение природной среды за первые три квартала показывают вместо фактических сумм платежей их плановые размеры. А фактический размер платежа определяется в целом за отчетный год и выражается доплатой (или уменьшением) платежа за IV квартал против исчисленных за три предшествующих квартала
Вправе ли налоговые органы при определении ими занижения платежа в отчетном квартале в связи с более высоким уровнем объемов фактического загрязнения применять санкцию в виде штрафа на основании гл.16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ как за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога?
Ответ: Основной проблемой при решении вопроса о правомерности применения налоговыми органами санкции за неполную уплату сумм налога в рассматриваемом случае является сложность в определении самого фактического уровня загрязнения природной среды.
Так, при определении ежеквартального фактического объема выброса, сброса загрязняющих веществ, размещения отходов могут быть использованы следующие варианты:
1) природопользователь определяет фактический выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов на основе результатов производственного аналитического контроля, данных о количестве производимой продукции и нормативов образования (переработки) отходов, вида используемого топлива и других данных;
2) выброс, сброс загрязняющих веществ определяется по нормативам предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса, сброса загрязняющих веществ по данным статотчетности, и происходит уточнение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ на уровне нормативов ПДВ и ПДС или лимитов и превышающих эти нормативы.
Для определения фактических объемов загрязнения природной среды по первому варианту необходимо проведение регулярных лабораторных исследований, на основании которых можно определить основные ингредиенты загрязняющих веществ, их концентрацию для расчета платы. Это, в свою очередь, предполагает возможность проведения необходимых замеров, наличие (установку) на отдельных видах оборудования соответствующих датчиков (самописцев), регистрирующих фактические выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и т. п.
При этом сам расчет (т. е. методика его проведения) фактического уровня загрязнения должен предусматривать особенности производства, профиль предприятия. Данные методики, как правило, в настоящее время являются либо общепринятыми (т. е. рекомендованы к применению соответствующими федеральными органами), или же должны быть утверждены (согласованы) со специально уполномоченными органами, осуществляющими контроль за состоянием природной среды в пределах своей компетенции, в том числе на региональном уровне.
В настоящее время в основном применяются методы расчетов, изложенные в Инструктивно - методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных 26.01.1993 Минприроды РФ по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ (регистрационный N 190 в Минюсте РФ, 24.03.1993).
Таким образом, выводы о несоответствии фактического объема загрязнения по сравнению с указанным в расчете, сделанные налоговыми органами на основе собственных (индивидуальных) подходов (методов) определения степени (объема, уровня) загрязнения, не могут являться основанием для применении санкций за уменьшение суммы платежа за фактический уровень загрязнения.
Учитывая это, а также то, что не все природопользователи имеют необходимое оборудование для ежеквартального определения фактических объемов загрязнения природной среды, вопрос о правомерности применения санкций за умышленное уменьшение расчетной суммы платежа целесообразно решать, рассматривая каждый случай в индивидуальном порядке, с учетом изложенных выше обстоятельств.
29.09.1999 В. В.Петрунин
Советник налоговой службы
I ранга