Закон "О закрытом административно - территориальном образовании" предусматривает, что в доходы бюджета этих образований зачисляются все налоги с их территории. Налоговым кодексом РФ (ст.18) также предусмотрено наличие специальных налоговых режимов, к которым, наряду с системой налогообложения при выполнении договоров о разделе продукции (СРП), отнесена и система налогообложения в закрытых административно - территориальных образованиях (ЗАТО). Однако, если по особенностям налогообложения по СРП замечаний со стороны налоговых органов не имеется, то в ином случае указанные органы требуют производить уплату федеральных налогов в федеральный бюджет в полном объеме, несмотря на отнесение региона к ЗАТО. По мнению налоговых органов, такое требование основывается на Законе "О федеральный бюджете на 1999 год", которым в текущем году не установлен специальный порядок перечисления налогов, взимаемых в ЗАТО. Правомерны ли действия налоговых органов в данном случае?

Ответ: Статьей 5 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно - территориальном образовании" (в ред. Федеральных законов от 28.11.1996 N 144-ФЗ, от 31.07.1998 N 144-ФЗ, от 02.04.1999 N 67-ФЗ) предусмотрено, что формирование бюджета ЗАТО осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом следующих особенностей: в доходы бюджета закрытого административно - территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории. То есть для реализации данной нормы указанного Закона необходимо ее подкрепление другими законодательными актами, в т. ч. регулирующими порядок взимания и перечисления конкретных налогов.

Это, например, было сделано при реализации норм ст.13 Закона "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 N 225-ФЗ (в ред. от 07.01.1999), в которой регулируются вопросы, связанные с налогами и платежами при исполнении соглашения. Так, Законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ внесены все необходимые изменения и дополнения в ряд налоговых и других законов, предусматривающих особенности уплаты налогов на условиях СРП, в т. ч. в Законы "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и другие.

Что же касается налогообложения в ЗАТО, то Законом "О федеральный бюджете на 1998 год" от 26.03.1998 N 42-ФЗ (в ред. от 29.12.1998 N 192-ФЗ) было предусмотрено, что все суммы налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет юридическими лицами, зарегистрированными в 1998 г. в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО, подлежат зачислению на специально открытые счета в территориальных отделениях Федерального казначейства Минфина России, расположенных в ЗАТО, с последующим их направлением на обеспечение финансирования расходов бюджетов соответствующих административно - территориальных образований (см. ст.47).

В Законе "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.1999 N 36-ФЗ (в ред. от 17.07.1999 N 173-ФЗ) такая норма уже отсутствует. Более того, ст.44 этого Закона предусмотрено, что Правительство России в целях обеспечения защиты интересов федерального бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов в случаях нарушения отдельными субъектами РФ и закрытыми административно - территориальными образованиями установленного законодательством РФ порядка зачисления налогов и иных доходов в федеральный бюджет вправе применять к ним финансовые и иные санкции.

В связи с этим, а также учитывая, что в другие законодательные акты, регулирующие порядок взимания конкретных налогов, не внесены необходимые дополнения, предусматривающие особенности взимания этих налогов в ЗАТО, действия налоговых органов в части их требований о перечислении в федеральный бюджет предусмотренной доли федеральных налогов являются правомерными.

29.09.1999 В. В.Петрунин

Советник налоговой службы

I ранга