В I квартале 1999 г. нашим ЗАО были произведены затраты на рекламную акцию, которая завершилась в течение этого квартала. Данные затраты в учете были списаны с кредита счета "Издержки производства" на счет реализации. По итогам квартала расходы на рекламу сверх норм были отражены в п."з" строки 4.1 "превышения фактических затрат, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), над установленными лимитами, нормами и нормативами по расходам на рекламу" Приложения 11 к Инструкции ГНС N 37

По итогам за II квартал 1999 г. выручка (нарастающим итогом) увеличилась, что позволяет увеличить сумму для отнесения затрат на рекламу на себестоимость продукции.

Будет ли считаться в этом случае правомерным уменьшение суммы, отражаемой в п."з" строки 4.1?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 сентября 1999 г. N 04-02-05/1

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу учета при налогообложении расходов на рекламу и сообщает следующее.

Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с учетом изменений и дополнений), установлено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) без ограничений должны включаться все произведенные организацией фактические затраты, необходимые для производства и реализации продукции (работ, услуг). Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

К корректируемым расходам в числе других относятся и расходы на рекламу.

Сумма расходов на рекламу, включаемая в себестоимость продукции (работ, услуг), для целей налогообложения определяется исходя из объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость и установленного норматива в соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 1992 г. N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (в ред. Письма Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. N 56).

Сумма корректировки расходов на рекламу отражается по строке 4.1 "Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (Приложение 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. N 37).

Для целей налогообложения общая величина фактических расходов на рекламу, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), не должна превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам в целом по результатам организации за год.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, сумма расходов на рекламу (определенная в соответствии с нормативами, установленными в указанных письмах) при исчислении фактической суммы налога на прибыль на основании расчетов исходя из фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года может быть уточнена с соответственным уточнением величины корректировки суммы указанных расходов (строка 4.1 "Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (Приложение 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. N 37)).

24.09.1999 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ