Организация намерена возвратить на свой счет авансовый платеж в размере 10 000 руб., уплаченный в марте 2013 г., в связи с чем в июле 2013 г. ею было подано заявление в таможенный орган о возврате данного платежа. После подачи заявления о возврате таможенный орган установил, что у организации имеется неисполненная обязанность по уплате антидемпинговой пошлины в размере 20 000 руб. Имеет ли право таможенный орган отказать организации в возврате авансового платежа на том основании, что у нее имеется неисполненная обязанность по уплате антидемпинговой пошлины?
Ответ: Таможенный орган не вправе отказать в возврате авансового платежа по причине наличия у организации неисполненной обязанности по уплате антидемпинговой пошлины. В то же время следует обратить внимание на то, что таможенный орган вправе произвести зачет авансового платежа в счет погашения неисполненной обязанности по уплате антидемпинговой пошлины.
Обоснование: В соответствии с п. 5 ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат авансовых платежей осуществляется в соответствии со ст. 90 ТК ТС. Согласно ст. 90 ТК ТС возврат излишне уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведены уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с ч. 1 ст. 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей или со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения ч. 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Согласно пп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В свою очередь, согласно ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" (ред. от 18.10.2011) (далее - Соглашение) антидемпинговая мера - это мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Комиссии Таможенного союза посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Следовательно, антидемпинговая пошлина не относится к таможенным пошлинам, так как это она является мерой по противодействию демпинговому импорту, а не обязательным платежом, взимаемым таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Таким образом, таможенный орган не вправе отказать в возврате авансового платежа по причине наличия у организации неисполненной обязанности по уплате антидемпинговой пошлины. В то же время следует обратить внимание на право таможенного органа произвести зачет авансового платежа в счет погашения неисполненной обязанности по уплате антидемпинговой пошлины в силу п. 3 ст. 28-1 Соглашения и ч. 13 ст. 147 Закона N 311-ФЗ.
Заметим, что согласно ч. 3 ст. 116 Закона N 311-ФЗ специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, установленные Комиссией Таможенного союза, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза.
В то же время в соответствии со ст. 28-1 Соглашения специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа того государства стороны, в котором они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, в том числе при взыскании данных пошлин.
В соответствии с Перечнем соответствия видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации, утвержденным Приказом ФТС России от 24.05.2013 N 982, антидемпинговая пошлина, установленная в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, уплачивается на код бюджетной классификации 153 1 10 11160 01 1000 180. Данный Приказ издан в развитие Приказа Минфина России от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", который, в свою очередь, принят в рамках Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со ст. 6 БК РФ под единым счетом бюджета понимается счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Согласно ст. 38.2 БК РФ принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений на единый счет бюджета.
Следовательно, и антидемпинговая пошлина, и авансовые платежи (в силу ч. 2 ст. 121 Закона N 311-ФЗ) зачисляются на единый счет Федерального казначейства.
Н. А.Дубинский
Учреждение образования
"Витебский государственный
технологический университет"
27.07.2013