ЗАО занимается сюрвейерской деятельностью, которая заключается в проверке качества и количества грузов, готовности судна к приему груза. Нами получена лицензия на право осуществления данного вида деятельности, выданная Минтрансом России

Согласно пп."ж" п.14 разд. VI Инструкции ГНС России от 11.10.1995 N 39 для целей налогообложения услуги (работы) по обслуживанию иностранных судов считаются экспортируемыми.

Оказание нами сюрвейерских услуг иностранным юридическим лицам подтверждается соответствующими документами.

В данной ситуации вопросов по налогообложению НДС у нас не возникает, так как ясно, что эта услуга имеет экспортный характер. Но в нашей деятельности возникают другие ситуации, когда сюрвейерские услуги по проверке качества и количества груза, направляемого российскими предприятиями на экспорт, заказываются и оплачиваются заинтересованным иностранным юридическим лицом, а перевозка груза производится российским морским или железнодорожным транспортом.

Мы считаем, что в данном случае произведенное нами сюрвейерское обслуживание груза следует рассматривать как экспортную услугу.

Если же подобные оказываемые нами услуги не могут быть отнесены к сюрвейерским и, следовательно, к экспортным и возникает необходимость отнести их к другому виду услуг, то, по нашему мнению, они по своей сути не могут быть определены иначе, как услуги по сбору, обработке и отправке информации. Конечным продуктом нашей производственной деятельности является оформленная соответствующим образом и направленная заинтересованному иностранному юридическому лицу информация о состоянии экспортируемого из РФ груза.

В этом случае согласно п.5 ст.4 Закона РФ "О НДС" от 06.12.1991 N 1992-1 наши услуги должны считаться оказанными по месту нахождения их покупателя, то есть иностранной фирмы, и, следовательно, не включаются в оборот, облагаемый НДС.

Правомерны ли наши рассуждения?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 сентября 1999 г. N 04-03-08

В связи с Вашим письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании сюрвейерских услуг Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно пп."а" и "б" п.5 ст.4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" местом реализации работ (услуг) признается место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом, а также место фактического осуществления работ (услуг), если они связаны с движимым имуществом.

Как указывается в Вашем письме, сюрвейерские услуги - это услуги, связанные с проверкой состояния качества и количества груза, а также готовности судов к приемке грузов. Таким образом, сюрвейерские услуги связаны либо с движимым имуществом (грузами), либо с местом нахождения недвижимого имущества (судов) независимо от принадлежности грузов иностранным или российским владельцам, а также от способа их транспортировки и формы оплаты услуг (российским или иностранным лицом). Поэтому при налогообложении сюрвейерских услуг пп."ж" п.14 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (об обслуживании иностранных судов), на который Вы ссылаетесь, не применяется.

Кроме того, при определении места реализации услуг по проверке качества, количества груза и готовности судов к приемке груза пп."г" п.5 ст.4 вышеуказанного Закона также не применяется, поскольку положения этого подпункта распространяются на услуги по обработке имеющейся информации, а не на услуги, осуществляемые с целью получения такой информации.

Поскольку груз, являясь движимым имуществом, отправляется на экспорт с территории Российской Федерации, то в соответствии с международной практикой местом его реализации является российская территория (место начала транспортировки).

В связи с изложенным сюрвейерские услуги, оказываемые Вашей организацией иностранным юридическим лицам по проверке качества и количества груза, реализуемого российскими предприятиями на экспорт, облагаются налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации в общеустановленном порядке.

21.09.1999 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

Н. А.КОМОВА