Возможно ли для газоснабжающих предприятий
1. Отменить акциз на газ, реализуемый потребителям, финансируемым из федерального бюджета, с соответствующим сокращением бюджетных ассигнований на содержание этих потребителей.
2. Снизить ставки акциза на природный газ для ограничения роста цен на природный газ.
3. Не вводить порядок уплаты акциза по отгруженной продукции.
4. Отменить НДС на газ, поставляемый потребителям государств СНГ (в отличие от газа, поставляемого потребителям стран дальнего зарубежья, на газ, поставляемый в государства Содружества, применяется двойной налог - акциз и НДС).
5. Не начислять в 2000 г. пеню и штрафы организациям - поставщикам природного газа за просроченные платежи в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды из-за недофинансирования расходов по оплате газа, потребляемого бюджетными организациями и иными бюджетополучателями.
6. Зачислять в бюджеты субъектов РФ налог на имущество, централизованно исчисленный ОАО, пропорционально стоимости имущества, фактически находящегося на территории этих субъектов и входящего в состав ОАО.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 сентября 1999 г. N 04-07-08/40
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
Предложение об отмене акциза на природный газ, поставляемый потребителям, финансируемым из бюджета, с одновременным сокращением бюджетных ассигнований представляет собой, по сути, одну из форм взаимозачета с бюджетом, которые Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1173 запрещены.
Кроме того, сокращение бюджетных ассигнований на суммы, эквивалентные акцизу на газ, поставляемый конкретным бюджетным потребителям, сложно проконтролировать, что может создать основу для злоупотреблений в финансовой сфере. В связи с изложенным рассмотренное предложение не поддерживается.
В целях создания условий, ограничивающих рост цен на природный газ, и сдерживания инфляционных процессов в экономике Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 22 января 1999 г. N 81 "О ставках акциза на природный газ" снизило ставку акциза на природный газ, реализуемый на территории Российской Федерации, а также в Республику Белоруссия, с 30 до 15 процентов. Кроме того, указанным Постановлением круг плательщиков был ограничен пятью крупнейшими добывающими организациями. Все это, по нашим оценкам, уменьшает сумму акциза в расчете на 1999 г. до 44,2 млрд. руб. Дальнейшее снижение ставки акциза (вплоть до нулевой) при отсутствии каких-либо компенсационных источников приведет, по нашему мнению, к еще большему сокращению доходной части бюджета.
В связи с этим дальнейшее снижение ставок акциза на природный газ не может быть поддержано.
В соответствии с п.3 плана мероприятий по реализации Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году и Письма Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.1999 N 829, Минфин России по согласованию с МПС России направил в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах", которым предполагается установить порядок взимания акцизов по природному газу по мере его отгрузки, как это установлено по другим подакцизным товарам, в том числе по нефти. В настоящее время указанный законопроект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
По поводу отмены НДС на газ, поставляемый потребителям стран СНГ, сообщаем, что в соответствии со ст.10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), вывозимых из Российской Федерации на территорию государств СНГ, устанавливается межгосударственными соглашениями о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств - сторон соглашения. В связи с тем, что в настоящее время между Российской Федерацией и государствами СНГ соглашения по поставкам товаров, в том числе газа, отсутствуют, при расчетах с хозяйствующими субъектами этих государств за такую продукцию применяются цены, увеличенные на сумму налога на добавленную стоимость по ставке в размере 20%.
Однако необходимо отметить, что п.17 Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанного главами государств СНГ 2 апреля 1999 г., предусмотрено обложение налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке (освобождение от налогообложения) товаров (работ, услуг), экспортируемых с таможенной территории одной договаривающейся страны на таможенную территорию другой договаривающейся страны. После ратификации данного Протокола в установленном порядке товары, реализуемые из Российской Федерации в государства СНГ, налогом на добавленную стоимость на взаимной основе облагаться не будут.
Освобождение налогоплательщиков от уплаты штрафов и пеней за неплатежи в бюджет и внебюджетные фонды возможно только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Во всех остальных случаях пени и штрафы за неплатежи в бюджет и внебюджетные фонды взимаются в общеустановленном порядке. Таким образом, действующим налоговым законодательством не предусмотрено освобождение организаций - поставщиков природного газа от уплаты пени и штрафов. Кроме того, любые формы зачетов в настоящее время запрещены.
Что касается уже начисленных пеней организациям - поставщикам природного газа за просроченные платежи, подлежащие уплате в федеральный бюджет, то в настоящее время подписан порядок проведения в 1999 г. реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также по начисленным пеням, предоставляющий указанным организациям возможность поэтапного погашения задолженности.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" плательщиками данного налога являются юридические лица, а также их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Кроме того, согласно ст.7 указанного Закона предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, должны уплачивать налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения таких подразделений.
При применении данной нормы Закона в качестве территориально обособленных подразделений юридического лица понимаются предусмотренные ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы и представительства, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть.
Что касается отдельных имущественных объектов организаций, то налог на имущество со стоимости указанных объектов уплачивается по месту нахождения организации или ее филиалов в зависимости от того, на чьем балансе это имущество учитывается.
Таким образом, действующее законодательство при соблюдении вышеназванных требований предусматривает возможность уплаты налога на имущество ОАО в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
15.09.1999 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А. И.САЛИНА