В соответствии с п.4 ст.1 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (ред. от 04.05.99) плательщиками налога на прибыль являются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства. При этом данная норма содержит оговорку о том, что в дальнейшем в тексте Закона названные субъекты будут именоваться как иностранные юридические лица. Из п.2 названной статьи следует, что российские налогоплательщики в дальнейшем в тексте Закона именуются предприятиями. Следовательно, иностранные юридические лица выделены в особую категорию плательщиков

Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 (в ред. от 03.03.99) предусматривал уплату налога иностранным юридическим лицом в сроки, указанные в платежном извещении, выдаваемом налоговым органом на основании декларации, т. е. налог уплачивался один раз в год. Федеральный закон от 31.03.99 N 64-ФЗ фактически отменил ранее действовавший порядок уплаты налога. Другими словами, новая редакция Закона не устанавливает специальных сроков уплаты налога для иностранных юридических лиц.

Статья 3 НК РФ предусматривает, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. При этом акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Согласно ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В новой редакции Закона от 27.12.91 N 2116-1 отсутствует порядок и сроки уплаты налога для иностранных юридических лиц. Таким образом, сложилась ситуация, при которой иностранные юридические лица вообще могут не уплачивать налога на прибыль.

Письмо МНС РФ от 28.06.99 N ВГ-6-06/510, обязывающее иностранных юридических лиц уплачивать налог в порядке и в сроки, предусмотренные для российских предприятий, в соответствии с п.10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций за невыполнение содержащихся в нем предписаний.

Просим прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 сентября 1999 г. N 04-06-02

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах" из абз.1 п.2 ст.8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" исключены слова "за исключением указанных в пункте 5 настоящей статьи". Таким образом, на иностранные юридические лица (иностранные организации) распространен общий порядок, т. е. такой же режим уплаты налога на прибыль, как и предусмотренный для всех российских организаций (предприятий).

Кроме того, все пункты, устанавливающие порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль, ст.8 новой редакции Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1, за исключением п.2, имеют в той или иной редакции ссылку на иностранные организации, что позволяет однозначно сказать, что положения п.2 ст.8 в полной мере распространяются на иностранные организации.

В рассматриваемой ситуации мы не видим "неустранимых сомнений" и повода утверждать, что иностранные юридические лица не должны платить налог на прибыль.

Одновременно сообщаем, что Письмо МНС России от 28 июня 1999 г. N ВГ-6-06/510 носит лишь разъяснительный характер, не допускает расширенного толкования норм указанного Закона, в связи с чем его регистрация в Минюсте России не требуется и, таким образом, его следует принять к руководству.

14.09.99 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ