Производя отпуск населению тепло - и электроэнергии, газа, воды, считая это товаром и относя данный отпуск к договорам розничной купли - продажи, предприятия жилищно - коммунального хозяйства руководствуются п.3 ст.4 Закона "О НДС", согласно которому у предприятия розничной торговли облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым оно производит расчеты с поставщиками, включая сумму НДС

Письмом ГНС РФ и Минфина РФ от 15.08.1996 N ВЗ-4-03/55н (зарегистрировано в Минюсте) установлено, что если организации жилищно - коммунального хозяйства по оказываемым поставщиками коммунальным услугам ведут расчеты с ними как покупатели с отражением на своем балансе операций по приобретению и оплате коммунальных услуг, то эти обороты отражаются в расчетах (декларациях) по НДС в общеустановленном порядке. Оборотом, облагаемым НДС, у организации жилищно - коммунального хозяйства является стоимость коммунальных услуг, реализуемых населению, исчисленная из применяемых цен без включения в них НДС. Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет по этим оборотам, исчисляется в виде разницы между суммами налога, полученными от населения в составе оплаты коммунальных услуг, и суммами налога, уплаченными организациям - поставщикам (производителям работ, услуг).

Таким образом, Письмо ГНС РФ и Минфина РФ вводит порядок определения налога, подлежащего взносу в бюджет, иной, чем Закон "О НДС".

Просьба разъяснить.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 августа 1999 г. N 04-03-11

В связи с Вашим письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость по жилищно - коммунальным услугам Департамент налоговой политики сообщает.

Действительно, согласно Письму Госналогслужбы России и Минфина России от 15.08.1996 N В3-4-03/55н "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость организациями жилищно - коммунального хозяйства" оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость у организаций жилищно - коммунального хозяйства, является стоимость коммунальных услуг, реализуемых населению, исчисленная исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. Однако сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет по этим оборотам, исчисляется в виде разницы между суммами налога, полученными от населения в составе оплаты коммунальных услуг, и суммами налога, уплаченными организациями жилищно - коммунального хозяйства поставщикам товаров (производителям работ, услуг). Таким образом, налогоплательщикам предоставляется право зачета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за тепло-, электро-, водо - и газоснабжение.

Следовательно, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная согласно указанному порядку, в принципе, соответствует сумме налога, исчисляемой при реализации товаров (работ, услуг) в режиме розничной торговли.

Кроме того, вышеуказанное Письмо, как Вы правильно указываете в своем обращении, зарегистрировано в Минюсте России 29.08.1996 N 1156. Поэтому, по нашему мнению, данное Письмо Закону Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) не противоречит и его следует применять организациям жилищно - коммунального хозяйства при оказании населению коммунальных услуг (в том числе при тепло-, электро-, водо - и газоснабжении).

23.08.1999 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

Н. А.КОМОВА