Налоговым кодексом и Законом "О бухгалтерском учете" установлены различные сроки хранения бухгалтерских документов. Чем следует руководствоваться?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: Подпунктом 8 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы и уплаченные (удержанные) налоги.
В то же время п.1 ст.17 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность должны храниться не менее пяти лет.
В данном случае необходимо учитывать следующее. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и ведением бухгалтерского учета, а Налоговый кодекс - отношения по установлению и взиманию налогов и сборов.
Другими словами, названные нормативные акты регулируют различные правовые отношения. Налоговым кодексом установлен минимальный срок хранения документов для целей налогообложения, а Законом "О бухгалтерском учете" - для целей бухучета.
По нашему мнению, срок хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности следует устанавливать исходя из максимального предусмотренного законодательством, т. е. не менее пяти лет.
18.08.99 О. Г.Хмелевской
Центр исследований
проблем налогообложения
и бухгалтерского учета