Производственное предприятие (ОАО) имеет на текущую дату задолженность по налогам и сборам в краевой, городской и районный бюджеты. В ближайшее время ожидается возмещение из федерального бюджета. Переплата образовалась при уплате НДС по импортному сырью
ОАО обратилось в ГНИ по району с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного НДС путем проведения зачета по НДС в доле федерального бюджета предприятию - кредитору ОАО, состоящему также на учете в ГНИ района.
ГНИ по району считает возврат переплаченных сумм возможным только в случае отсутствия задолженности перед бюджетами всех уровней. Однако в НК нет четкого пояснения условий возврата: наличие задолженности перед бюджетами всех уровней или одного уровня, а п.5 ст.78 содержит четкое разъяснение о возможности проведения зачета излишне уплаченных сумм налога в пределах одного бюджета.
Прошу дать разъяснение в части трактования ст.78 НК, а также в правомочности невозврата ГНИ по району суммы излишне уплаченного налога, которая могла бы быть использована предприятием как оборотные средства для расчетов по налоговым платежам в бюджеты других уровней.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 августа 1999 г. N 04-03-11
В связи с Вашим письмом о порядке применения положений ст.78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с таможенным законодательством налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенным органам при ввозе сырья на территорию Российской Федерации, относится к таможенным платежам и уплачивается таможенным органам при таможенном оформлении товара. При этом, по нашему мнению, излишне уплаченной суммой налога в таких случаях может считаться сумма, уплаченная сверх суммы налога, подлежащей уплате в бюджет согласно таможенному и налоговому законодательству.
Действительно, как Вы правильно указываете в своем письме, в ст.78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации не содержится конкретных условий о порядке возврата излишне уплаченных сумм налога при наличии недоимок по другим налогам в бюджеты различных уровней.
Однако согласно п.7 ст.78 Кодекса (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации") в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности), начисленной тому же бюджету.
Кроме того, п.5 указанной статьи Кодекса, на который Вы ссылаетесь в своем письме, содержит четкое разъяснение о возможности проведения зачета излишне уплаченных сумм налога в пределах одного бюджета.
Одновременно обращаем Ваше внимание, что Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1173 "О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет" использование любых форм зачетов запрещено.
Учитывая изложенное, действия налогового органа, о которых Вы сообщаете, налоговому и таможенному законодательству не противоречат.
16.08.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н. А.КОМОВА