Налогоплательщик в 2011 г. приобрел автомобиль, в процессе эксплуатации которого был произведен ремонт двигателя, после чего в 2012 г. автомобиль был продан. Вправе ли налогоплательщик для исчисления НДФЛ уменьшить сумму дохода, полученного от реализации транспортного средства, на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, в частности расходов на ремонт двигателя?

Ответ: Позиция Минфина России заключается в том, что расходы, произведенные налогоплательщиком на обслуживание автомобиля в период его эксплуатации, в частности на ремонт двигателя, не уменьшают налоговую базу по НДФЛ. Однако возможна иная точка зрения на рассматриваемую проблему.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ налогоплательщик при определении размера налоговой базы по НДФЛ имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 руб.

Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

По мнению Минфина России (Письмо от 05.06.2013 N 03-04-05/20742), расходы, произведенные налогоплательщиком на обслуживание автомобиля в период его эксплуатации, в частности на ремонт двигателя, не уменьшают налоговую базу по НДФЛ.

Однако позволим высказать иную точку зрения на рассматриваемую проблему.

Как видно из комментируемого Письма Минфина России, финансовое ведомство отождествляет между собой понятия "обслуживание автомобиля" и "ремонт двигателя".

Вместе с тем содержание названных терминов имеет принципиальные отличия (поскольку в НК РФ не содержится специального определения указанных понятий термина, на основании п. 1 ст. 11 НК РФ следует обратиться к отраслевому законодательству).

Так, п. 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 во исполнение Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Техрегламент), определено, что техническое обслуживание транспортного средства - совокупность регламентированных изготовителем действий, осуществляемых с установленной периодичностью для поддержания работоспособности транспортного средства или его компонентов при эксплуатации, с целью снижения риска возникновения отказов и неисправностей.

Что касается ремонта автотранспортного средства, то под ним понимается устранение отдельных неисправностей при удовлетворительном общем состоянии транспортного средства или агрегата и наличии у них достаточного для дальнейшей работы ресурса работоспособности - текущий ремонт, или ремонт, производимый при общем ухудшении технического состояния и исчерпании ресурса работоспособности транспортного средства или агрегата, с целью восстановления указанного ресурса до величин, соответствующих установленным нормативам, - капитальный ремонт (п. п. 46, 57 Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 N 19).

Также п. п. 2.2.2 и 2.2.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 (далее - Положение), определено, что техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддержанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Ремонтом является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижного состава и его составных частей.

Таким образом, ремонт и техническое обслуживание представляют собой две процедуры, целевое предназначение которых различно (см. также п. п. 12, 20, 47 Техрегламента, п. п. 2.4 и 2.12 Положения).

Конкретного перечня расходов, которые учитываются в качестве расходов, уменьшающих базу по НДФЛ, в НК РФ не содержится.

ФНС России в Письме от 25.01.2007 N 04-2-02/63@ подчеркивала, что к таким расходам, в частности, относятся документально подтвержденные затраты на приобретение реализованного имущества, а также суммы других затрат, произведенных налогоплательщиком в целях улучшения потребительских качеств этого имущества (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 24.12.2008 N 18-14/4/120484).

В Письме Минфина России от 24.09.2007 N 03-04-05-01/314 непосредственно указано, что к расходам, связанным с получением доходов от продажи автомобиля, относятся, в частности, суммы затрат, произведенных в целях улучшения потребительских качеств автомобиля.

Также из Писем Минфина России от 21.11.2012 N 03-04-05/4-1327 и от 24.01.2011 N 03-04-05/9-25 усматривается, что к указанным расходам могут быть отнесены затраты, если они привели в конкретном случае к увеличению продажной стоимости имущества (при наличии подтверждающих документов), или расходы налогоплательщика, производимые им на ремонт имущества в целях его подготовки для последующей продажи.

Само по себе очевидно, что автомобиль с исправным двигателем имеет большую потребительскую стоимость, чем такой же автомобиль, двигатель которого неисправен. Соответственно, расходы на ремонт двигателя улучшают потребительские качества транспортного средства, его дальнейшую продажную стоимость и могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по НДФЛ.

А. В.Телегус

Член Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

26.07.2013