По результатам проведенной проверки налогоплательщику начислены пени по ст. 75 НК РФ на выявленную недоимку. При расчете пеней налоговый орган произвел округление ежедневной ставки рефинансирования в большую сторону до двух знаков после запятой. При этом итоговая сумма исчисленных пеней, в свою очередь, округлена налоговым органом в большую сторону до целых рублей. Правомерно ли налоговым органом произведено округление пеней?

Ответ: Полагаем, что округление налоговым органом при расчете пеней ежедневной ставки рефинансирования в большую сторону до двух знаков после запятой, а также округление итоговой суммы исчисленных пеней в большую сторону до целых рублей является неправомерным, так как налоговым законодательством это не предусмотрено; в силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Вместе с тем, как свидетельствует арбитражная практика, не исключено принятие судом решения не в пользу налогоплательщика.

Обоснование: В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.

Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 НК РФ (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Таким образом, начисление пеней на задолженность по налогам и сборам должно производиться в порядке, установленном приведенными нормами НК РФ. При этом ст. 75 НК РФ не предусмотрена возможность округления ежедневной ставки пеней, а также исчисленной налоговым органом итоговой суммы пеней.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 09.03.2007 по делу N А08-15712/04-21 отметил, что ст. 75 НК РФ не предусмотрено округление процентной ставки пеней до двух знаков после запятой. Такое определение процентной ставки не предусмотрено действующим законодательством и нарушает права налогоплательщика, так как позволяет налоговому органу неправомерно увеличивать процентную ставку начисляемых пеней.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2005 N А42-5178/04-29 судьи пришли к выводу, что инспекция необоснованно при исчислении пеней округлила ставку рефинансирования до десятичной доли, что повлекло увеличение суммы, подлежащей уплате. При этом суд счел, что примененная налогоплательщиком методика расчета пеней с округлением ставки рефинансирования до десятитысячных долей не противоречит положениям налогового законодательства, суд со ссылкой на п. 7 ст. 3 НК РФ признал расчет налогоплательщика правильным.

В Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2009 по делу N А33-10548/08, Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 N А33-10548/2008-03АП-3905/2008-83/2009 по тому же делу (Определением ВАС РФ от 22.10.2009 N ВАС-13685/09 отказано в пересмотре дела в порядке надзора) суд исходил из того, что ст. 75 НК РФ не предусматривает возможности округления подлежащей применению процентной ставки при расчете пеней. Округление процентной ставки при исчислении пеней следует рассматривать как арифметическую ошибку.

Аналогичные выводы сделаны также в Постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2007 N 17АП-890/07-АК по делу N А60-32968/06-С9 (Определением ВАС РФ от 20.09.2007 N 12194/07 отказано в пересмотре дела в порядке надзора), ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2009 по делу N А33-10548/08 (Определением ВАС РФ от 22.10.2009 N ВАС-13685/09 отказано в пересмотре дела в порядке надзора).

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 21.01.2011 по делу N А05-9658/2010 счел, что налоговые органы не вправе округлять доначисленные суммы пеней до целых чисел. Суд согласился с доводами налогоплательщика о том, что такое округление не предусмотрено нормами НК РФ. Как отметил суд, порядок исчисления пеней, установленный п. п. 3 и 4 ст. 75 НК РФ, не предусматривает округление суммы пеней до целых чисел. Довод налогового органа о возможности округления сумм пеней до целых чисел на основании Приказа ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ был отклонен судом, поскольку ни из названного Приказа, ни из самой формы решения не усматривается, что суммы пеней подлежат округлению. Порядок округления сумм пеней в них не отражен. Имеющаяся в форме решения графа "Пени, рублей" также не исключает указание суммы пеней с учетом копеек. Из данной графы можно сделать вывод, что сумма пеней указывается в рублях, а не в иной валюте.

Вместе с тем в отдельных судах имеется и противоположная точка зрения (не в пользу налогоплательщика).

Так, в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу N А75-3013/2008 (Определением ВАС РФ от 19.05.2010 N ВАС-5651/10 отказано в пересмотре дела в порядке надзора) судьи сочли, что произведенное налоговым органом округление ставки пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России до четвертого знака после запятой является законным.

С учетом изложенного полагаем, что округление налоговым органом при расчете пеней ежедневной ставки рефинансирования в большую сторону до двух знаков после запятой, а также округление итоговой суммы исчисленных пеней в большую сторону до целых рублей является неправомерным, так как налоговым законодательством это не предусмотрено; в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Вместе с тем, как свидетельствует арбитражная практика, не исключено принятие судом решения не в пользу налогоплательщика.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

26.07.2013