Сельскому поселению на праве собственности принадлежит здание общежития. Обязана ли местная администрация поселения, в случае если лица, проживающие в общежитии на основании договоров социального найма, не оплачивают либо несвоевременно оплачивают коммунальные платежи за электроэнергию и газоснабжение (договор управления многоквартирным домом не заключен), оплачивать энергоснабжающим организациям соответствующие услуги в части задолженности указанных лиц за счет местного бюджета?

Ответ: Местная администрация поселения как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в рассматриваемом случае обязана оплачивать энергоснабжающим организациям соответствующие услуги, в том числе в части задолженности лиц, проживающих в муниципальном общежитии по договорам социального найма, за счет местного бюджета. Однако необходимо учитывать, что в судебной практике высказывается и иная позиция, согласно которой суды указывают, что возложение на собственника жилых помещений обязанности по оплате коммунальных услуг в отношении помещений, предоставленных по договору социального найма, является необоснованным. Следовательно, заинтересованным лицам следует быть готовыми отстаивать ту или иную позицию в суде.

Обоснование: Согласно п. п. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

На основании п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ следует, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 3 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Согласно ч. 4 указанной статьи наниматели жилых помещений по договору социального найма муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Из п. 1 ст. 215 ГК РФ следует, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215 ГК РФ).

На основании ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и входит в структуру органов местного самоуправления. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 126 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 53 Закона N 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

На основании абз. 2 п. 1 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

Пунктом 2 ст. 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз. 2 п. 1 рассматриваемой статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, местная администрация поселения как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в рассматриваемом случае обязана оплачивать энергоснабжающим организациям соответствующие услуги, в том числе в части задолженности лиц, проживающих в муниципальном общежитии по договорам социального найма, за счет местного бюджета (см. также Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2013 по делу N А42-6818/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 по делу N А32-9980/2012).

Однако необходимо учитывать, что в судебной практике высказывается и иная позиция, согласно которой суды, ссылаясь на положения ч. 3 ст. 67 и п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, указывают: возложение на собственника жилых помещений обязанности по оплате коммунальных услуг в отношении помещений, предоставленных по договору социального найма, является необоснованным (например, Постановления ФАС Уральского округа от 04.06.2012 N Ф09-3808/12 по делу N А76-10247/2011, ФАС Дальневосточного округа от 05.09.2011 N Ф03-4040/2011 по делу N А59-4309/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 по делу N А33-2786/2010).

Следовательно, заинтересованным лицам следует быть готовыми отстаивать ту или иную позицию в суде.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

25.07.2013