Правомерны ли проведение камеральной проверки налоговых деклараций и требование представления для проверки документов у индивидуального предпринимателя, который на момент проведения проверки утратил статус индивидуального предпринимателя и имеет на руках свидетельство о прекращении деятельности? Вправе ли налоговые органы привлечь такое физическое лицо по результатам камеральной проверки к налоговой ответственности?

Ответ: Утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не препятствует налоговому органу провести камеральную налоговую проверку. Привлечение физического лица, утратившего на момент проведения камеральной налоговой проверки статус индивидуального предпринимателя, к ответственности в случае установления факта нарушения налогового законодательства по результатам данной налоговой проверки следует считать правомерным.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки.

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При этом, как указано в п. 2 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Пункт 3 ст. 44 НК РФ предусматривает следующие случаи, когда обязанность по уплате налога и (или) сбора (следовательно, и статус налогоплательщика) прекращается:

- с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК РФ (пп. 1);

- со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя (пп. 3);

- с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ (пп. 4);

- с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (пп. 5).

При этом, учитывая, что индивидуальные предприниматели не являются организациями (п. 2 ст. 11 НК РФ), применение к индивидуальным предпринимателям нормы пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ невозможно.

Таким образом, утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не препятствует налоговому органу провести камеральную налоговую проверку.

В ст. 109 НК РФ предусмотрен закрытый перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. К ним относятся:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следовательно, привлечение физического лица, утратившего на момент проведения камеральной налоговой проверки статус индивидуального предпринимателя, к ответственности в случае установления факта нарушения налогового законодательства по результатам данной налоговой проверки правомерно.

Я. Г.Боровиков

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

25.07.2013