Управление финансов администрации области просит дать разъяснение по применению ст.56 ч.1 НК РФ и ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а именно: имеют ли право органы государственной власти субъектов РФ в исключительных случаях устанавливать индивидуальные льготы по налогу на прибыль в отношении той части налога, которая поступает в бюджет субъекта?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 1999 г. N 04-02-04/1
Департамент налоговой политики в связи с Вашим запросом сообщает следующее.
До введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации на основании ст.1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации имели право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты. Соответствующая норма была предусмотрена п.9 ст.6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Вместе с тем с 1 января 1999 г. на основании пп.3 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы только при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. В исключительных случаях нормативным правовым актом законодательства о налогах и сборах Российской Федерации для налогоплательщика может быть установлена индивидуальная льгота, в том числе:
по федеральным налогам - только в отношении части налога, поступающей в федеральный бюджет;
по региональным налогам - нормативным правовым актом законодательства о налогах и сборах субъекта Российской Федерации - в части налога, поступающей в региональный бюджет;
по местным налогам - нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления по местным налогам - в части налога, поступающей в местный бюджет.
Федеральным законом от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", введенным в действие с 01.04.99, п.9 ст.6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" изложен в новой редакции, согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Так как согласно ст.7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 указанного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации утратили право устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций, являющемуся федеральным налогом, не с 1 апреля, а с 1 января 1999 г.
Вместе с тем следует иметь в виду, что, если дополнительная налоговая льгота по налогу на прибыль установлена органом государственной власти субъекта Российской Федерации до 01.01.99, она продолжает действовать в последующие налоговые периоды, вплоть до ее отмены соответствующим нормативным правовым актом законодательства о налогах и сборах субъекта Российской Федерации, так как согласно ст.57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, а п.2 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом сказанного выше с 1 января 1999 г. органы представительной (законодательной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль в части платежей, зачисляемых в бюджет субъекта и местные бюджеты.
23.06.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А. И.ИВАНЕЕВ