Облагается ли НДС безвозмездное распространение телевещательной компанией социальной рекламы, если телекомпания не пользуется льготой по НДС в соответствии с п.2 Письма Госналогслужбы от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н?

Ответ: Подпунктом "э" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено, что от НДС освобождаются:

обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукцией;

услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Льготы, предусмотренные настоящим подпунктом, не распространяются на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера и издания рекламного и эротического характера.

Кроме того, пп."а" п.1 Письма Госналогслужбы России от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н, согласованного с Минфином России и зарегистрированного Минюстом России 08.04.96 N 1060, предусмотрено освобождение от обложения НДС доходов, получаемых средствами массовой информации от рекламы, если продукция этих средств массовой информации не носит рекламного или эротического характера.

Согласно п.8 Письма Госналогслужбы России от 07.06.96 N ПВ-6-03/393, согласованного с Минфином России и зарегистрированного Минюстом России 14.06.96 N 1106, при отнесении информации, напечатанной или передаваемой в средствах массовой информации, к рекламе необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе". Статьей 18 этого Закона социальная реклама отнесена к рекламе, не рассматриваемой в особом налоговом режиме. Поэтому доходы от этой социальной рекламы у средств массовой информации могут льготироваться при выполнении условий, предусмотренных приведенными выше нормами налогового законодательства.

Подпунктом "в" п.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено, что объектами обложения НДС являются обороты по передаче безвозмездно товаров (работ, услуг) другим предприятиям или физическим лицам. Несмотря на это, при безвозмездном размещении в эфире телевещательными компаниями социальной рекламы эти средства массовой информации также могут воспользоваться льготой по этим оборотам при условии, что продукция данных компаний не носит рекламного или эротического характера и, соответственно, освобождается от обложения НДС.

В случае, если телевещательные компании не применяют для своей продукции предоставленную им льготу в соответствии с п.2 вышеуказанного Письма Госналогслужбы России от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н, то и доходы от размещения в эфире социальной рекламы подлежат обложению НДС вне зависимости от того, оказывается ли эта услуга на возмездной или безвозмездной основе.

03.06.99 В. Т.Прохоров

Советник налоговой службы

I ранга